+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Проблемы инженерного образования в России

т. 17, вып. 7, июль 2018

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 28.05.2018

Получена в доработанном виде: 11.06.2018

Одобрена: 21.06.2018

Доступна онлайн: 27.07.2018

Рубрика: АНАЛИЗ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Коды JEL: G34, L19, L93, O33, O57

Страницы: 1252–1267

https://doi.org/10.24891/ea.17.7.1252

Соболев Л.Б. доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация 
sobolevLB@yandex.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 7442-7216

Предмет. Упадок качества инженерного образования в России на фоне растущих требований к выпускникам технических вузов становится все более заметным и является препятствием на пути реформирования и модернизации российской экономики. В международных рейтингах российские инженерные вузы (даже самые именитые) занимают относительно низкие места. Успехи российских инженерных школ в советское время были связаны с двумя военными мегапроектами: аэрокосмическим и атомным, на которые были настроены ведущие инженерные вузы России. Переход к рыночной форме хозяйствования оказал шоковое воздействие не только на экономику, но и на технические вузы, которые оказались неспособными готовить конкурентоспособных инженеров для гражданских отраслей (авиастроения, космоса, автомобилестроения, станкостроения и др.).
Цели. Совершенствование механизма подготовки российских инженеров для работы в конкурентной рыночной среде на основе анализа советского опыта и опыта подготовки инженеров в ведущих зарубежных технических университетах.
Методология. Сравнительный анализ различных систем подготовки инженеров в российских и зарубежных технических университетах.
Результаты. Анализ показал, что инженерный труд в России не является престижным, как это имеет место во всем мире. Причин много: малочисленность профессоров, способных дать не только теоретические знания, но и возглавить научно-практическую работу студентов, слабость научно-исследовательской базы технических университетов, непрестижность преподавательской работы в вузах и как следствие – отсутствие конкуренции при занятии профессорских должностей, незнание английского языка для общения с иностранными коллегами и др.
Выводы. Накопившиеся проблемы необходимо решать немедленно, особенно те, которые не требуют значительных затрат в условиях существующего экономического кризиса. Даны рекомендации, какие реформы можно провести в ближайшие годы для повышения качества инженерного образования в России.

Ключевые слова: высшее инженерное образование, реформирование, система подготовки кадров, научно-исследовательская работа, связь с промышленностью

Список литературы:

  1. Бетелин В.Б. Мы – инженеры // Эксперт. 2008. № 46. С. 60–65.
  2. Арефьев А.Л., Арефьев М.А. Об инженерно-техническом образовании в России // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 122–131.
  3. Кербер Л.Л. Туполев. СПб.: Политехника, 1999. 340 с.
  4. Фадеев В.В. Мы всем показали, как не надо делать конверсию // Электроника: наука, технология, бизнес. 2001. № 4. С. 5–7.
  5. Мау В., Клячко Т. Между деньгами и институтами // Экономика образования. 2008. № 2. С. 104–109.
  6. Голков А.С. Нефтегазовое машиностроение в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития // Экономические науки. 2009. № 12. С. 268–270.
  7. Матвеев В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы трудоустройства молодых специалистов // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Экономика и право. 2014. № 2. С. 43–52.
  8. Тамбовская В., Рождественская И. Реформа высшего образования в России: международный опыт и экономическая теория // Вопросы экономики. 2014. № 5. C. 97–108.
  9. Панфилова Т.В. Реформирование высшего образования в России: демократизация или бюрократизация? // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 65–72.
  10. Плаксий С.И. Инвестиции в образование // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 18–29.
  11. Солянникова С.П. Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на высшее профессиональное образование на основе нормативов подушевого финансирования // Финансы и кредит. 2008. № 7. С. 26–31. URL: Link
  12. Васюнина М.Л. Финансовое обеспечение вузов: анализ проблем и направлений развития // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 1. С. 116–130. URL: Link
  13. Гладких Б.А. Система высшего образования в США: особенности организации и управления // Экономика образования. 2005. № 6. С. 68–89.
  14. Симоньянц Р.П. Проблемы инженерного образования и их решение с участием промышленности // Наука и образование: научное издание. 2014. № 3. С. 394–419. URL: Link
  15. Похолков Ю.П., Рожкова С.В., Толкачева К.К. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути решения // Проблемы управления в социальных системах. 2012. Т. 4. Вып. 7. С. 6–14.
  16. Соболев Л.Б. К вопросу реструктуризации Объединенной авиастроительной корпорации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 411–426. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала