«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Оценка сетевого потенциала на примере IT-отрасли

т. 17, вып. 10, октябрь 2018

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 18.07.2018

Получена в доработанном виде: 31.07.2018

Одобрена: 29.08.2018

Доступна онлайн: 31.10.2018

Рубрика: Теория экономического анализа

Коды JEL: D22, L14

Страницы: 1819–1834

https://doi.org/10.24891/ea.17.10.1819

Попов Е.В. член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация 
epopov@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-5513-5020
SPIN-код: 9980-7417

Симонова В.Л. кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация 
simonova4@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0003-2814-464X
SPIN-код: 2760-7620

Максимчик М.А. аспирант института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет им. первого президента Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация 
maxim.maksimchik@gmail.com

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 8946-4572

Предмет. В современных условиях способность экономических агентов к кооперации, обмену информацией и продуцированию новых знаний как основы для внедрения инноваций становится ключевым фактором конкурентоспособности. Предметом исследования выступают сетевые структуры, представляющие собой адекватный способ гибкой кооперации фирм.
Цели. Разработка факторной модели сетевого потенциала как методологического базиса для максимально полной реализации кооперационных возможностей фирм и ее эмпирическая верификация на примере IT-отрасли.
Методология. Теоретическим базисом модели стали работы представителей институциональной экономической теории, ресурсного подхода, экономической социологии и др. Использовались методы статистического анализа.
Результаты. Модель сетевого потенциала базируется на анализе пространства факторов с позиции взаимосвязи трех структурных элементов, оказывающих задающее, согласующее и утверждающее влияние на развитие и функционирование системы сетевой организации межфирменного взаимодействия. Задающий элемент формируется ресурсными характеристиками участников сетевых организаций, воспринимающий элемент отражает результат функционирования сетевых организаций в направлении реализации синергетических эффектов, согласующий элемент направлен на оптимизацию трансформационного процесса между задающим и воспринимающим элементами. На основе модели сетевого потенциала осуществлена эмпирическая оценка организационных факторов сетевого потенциала на примере предприятий IT-сектора. Результаты исследования показали, что для данного сектора достаточно распространенной является стратегия совместного осуществления инноваций – одного из параметров воспринимающего элемента системы. Эта возможность обусловлена относительно высоким уровнем развития согласующего элемента сетевого потенциала, а именно уровнем развития факторов, оказывающих координирующее, адаптационное и предотвращающее оппортунизм воздействия.
Выводы. Модельное представление сетевого потенциала развивает инструментарий факторного анализа эффективного межфирменного взаимодействия, дает возможность количественных оценок взаимосвязей между факторами и позволяет управлять развитием сетевых организаций.

Ключевые слова: сетевые организации, модель сетевого потенциала фирмы, оценка факторов межфирменного взаимодействия, предприятия IT-отрасли

Список литературы:

  1. Попов Е.В., Симонова В.Л. Культура межфирменного сотрудничества сетевых организаций // Управленец. 2017. № 4. С. 75–84. URL: Link
  2. Miles R., Snow Ch. Organizations: New Concepts for New Forms. California Management Review, 1986, vol. 28, iss. 3, pp. 62–73. URL: Link
  3. Podolny J.M., Page K.L. Network Forms of Organization. Annual Review of Sociology, 1998, vol. 24, iss. 1, pp. 57–76. URL: Link
  4. Nieves J., Osorio J. The Role of Social Networks in Knowledge Creation. Knowledge Management Research & Practice, 2013, vol. 11, pp. 62–77. URL: Link
  5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  6. Håkansson H. International Marketing and Purchasing of Industrial Goods: An Interaction Approach. John Wiley and Sons, 1982, 406 p.
  7. Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T.J. The Governance of Global Value Chains. Review of International Political Economy, 2005, vol. 12, iss. 1, pp. 78–104. URL: Link
  8. Болычев О.Н., Волошенко К.Ю. Межорганизационные сетевые взаимодействия как определяющая форма научно-технического и инновационного сотрудничества России и Европейского союза в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2013. № 4. C. 23–39.
  9. Williamson O. Comparative Economic Organization: The Analysis of Discreet Structural Alternatives. Administrative Science Quarterly, 1991, vol. 36, iss. 2, pp. 269–296. URL: Link
  10. Менар К. Экономика организаций. М: ИНФРА-М, 1996. 160 с.
  11. Priem R.L., Butler J.E. Is the Resource-based 'View' a Useful Perspective for Strategic Management Research? Academy of Management Review, 2001, vol. 26, iss. 1, pp. 41–56. URL: Link
  12. Ménard C. The Economics of Hybrid Organizations. Journal of Institutional and Theoretical Economics, 2004, vol. 160, iss. 3, pp. 345–376. URL: Link
  13. Wilson D., Jantrania S. Understanding the Value of a Relationship. Asia Australia Marketing Journal, 1996, vol. 2, no. 1, pp. 55–66.
  14. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: Теис, 2010. 828 c.
  15. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. 702 с.
  16. Baker G., Gibbons R., Murphy K. Relational Contracts and the Theory of the Firm. The Quarterly Journal of Economics, 2002, vol. 117, iss. 1, pp. 39–84. URL: Link
  17. Уильямсон О.И. Аутсорсинг: трансакционные издержки и управление цепями поставок // Российский журнал менеджмента. 2010. № 1. C. 71–92.
  18. Морган Р., Хант Д. Теория приверженности и доверия в маркетинге взаимоотношений // Российский журнал менеджмента. 2004. № 2. С. 73–110.
  19. Amigo I., Belzarena P., Vaton S. Revenue sharing in network utility maximization problems. NETNOMICS: Economic Research and Electronic Networking, 2016, vol. 17, iss. 3, pp. 255–284. URL: Link
  20. Сторчевой М. Теория фирмы, управление цепочками поставок и маркетинг взаимоотношений // Вопросы экономики. 2014. № 1. С. 40–60. URL: Link
  21. Гордон Я.Х. Маркетинг партнерских отношений. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
  22. Беннетт Д.Г. Драматическая вселенная. М.: Профит Стайл, 2006. 1760 c.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 19, вып. 5, май 2020

Другие номера журнала