Соболев Л.Б.доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7442-7216
Предмет. Анализ основных показателей мирового и отечественного рынков пассажирских авиаперевозок: спроса, предложения, организации перевозок, роли государства в отрасли, организации техобслуживания. Цели. Выработка рекомендаций для улучшения авиасообщения в России. Методология. Использован метод сравнительного анализа организации пассажирских авиаперевозок в крупнейших странах мира и России. Результаты. Выявлены общие закономерности формирования спроса на пассажирские авиаперевозки. Рассмотрена структура компаний-авиаперевозчиков. Проведено сравнение как с крупными развитыми странами (США, Канада), так и развивающимися странами (КНР, Бразилия), обладающими собственным производством гражданских самолетов. Выявлено усиление конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок и повсеместное внедрение хабовой системы организации авиаперевозок. Показано, что ведущие мировые авиаперевозчики добиваются высоких экономических показателей за счет оптимизации структуры компаний, в которых сегмент магистральных авиалайнеров дополняется одной или несколькими дочерними региональными компаниями, выполняющими функцию «подвозчика» для межстрановых и межконтинентальных маршрутов. При этом компании проводят постоянную оптимизацию флота в целях снижения издержек и повышения экономических показателей (общей выручки, количества перевезенных пассажиров, стоимости пассажироместа). Выводы. России с ее средними показателями уровня жизни населения (45-е место по ВВП на душу населения) необходимо развивать гражданское самолетостроение (менее 1% рынка) и инфраструктуру, ставя во главу угла платежеспособность и запросы основной массы населения.
Ключевые слова: пассажирские авиаперевозки, спрос, предложение, магистральная и региональная авиация, оптимизация структуры компаний-авиаперевозчиков
Список литературы:
Андреев А.В. Концепция формирования конкурентоспособных хабов России на современном этапе развития отрасли воздушного транспорта // Современная конкуренция. 2012. № 2. С. 75–84. URL: Link
Горбачев В.И. Аэропорты России нуждаются в целенаправленной государственной политике // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 4. С. 9–11. URL: Link
Антошин В., Мельник П. Мировой рынок гражданских самолетов // Авиапанорама. 2009. № 5. С. 37–39; № 6. С. 30–32; 2010. № 1. С. 38–39; № 2. С. 36–37.
Самойлов И.А., Страдомский О.Ю., Шапкин В.С. Состояние гражданской авиационной техники России и прогноз ее обновления до 2030 года // Научный вестник МГТУГА. 2013. № 187. С. 7–18. URL: Link
Дугин Г.С. Состояние и проблемы региональной авиации России // Вестник транспорта. 2012. № 1. С. 16–18.
Соболев Л.Б. Региональная авиация России // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 1. С. 99–115. URL: Link
Лебедев Ф.Л. Состояние, проблемы и тенденции развития рынка авиаперевозок в России // Молодой ученый. 2016. № 13. С. 63–66. URL: Link
Волосов Е.Н. Региональная авиация Сибири и Дальнего Востока: проблемы и перспективы // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 4. С. 60–68. URL: Link
Низаметдинов Р.Р. Роль государства и формы государственной поддержки развития малой и региональной авиации РФ // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 202. С. 49–52. URL: Link