+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Институты лесной политики современной России

Купить электронную версию статьи

т. 18, вып. 10, октябрь 2019

Получена: 08.07.2019

Получена в доработанном виде: 22.07.2019

Одобрена: 20.08.2019

Доступна онлайн: 30.10.2019

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Коды JEL: P14, P48, P51, Q23

Страницы: 1796–1811

https://doi.org/10.24891/ea.18.10.1796

Козырева Г.Б. доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Российская Федерация 
kozyrevakrc@gmail.com

https://orcid.org/0000-0001-9303-0361
SPIN-код: 5947-2488

Предмет. Развитие российской лесной политики, включающей институты лесопользования и систему формирования лесных платежей.
Цели. Оценка состояния институтов, регулирующих функционирование системы лесопользования, и обоснование механизмов формирования эффективных моделей развития лесного хозяйства.
Методология. Использованы положения институциональной теории и теории ренты. Исследовательский инструментарий включает институциональный анализ институтов лесопользования, который позволил операционализировать методологические подходы к формированию и развитию лесной политики современной России, обосновать пути совершенствования. Эмпирической базой являются результаты комплексных экономико-социологических исследований лесосырьевых территорий Республики Карелия в 1998–2018 гг.
Результаты. Институты российской лесной политики находятся в процессе перманентного реформирования. Три лесных кодекса (1993 г., 1997 г. и 2006 г.) не смогли создать прочного фундамента для формирования эффективной системы лесопользования. Формальные институты не выполняют функций, связанных с эффективным распределением правомочий собственности на лесные ресурсы. Функции формальных институтов начинают выполнять неформальные институты, которые создают благоприятные условия для закрепления незаконного присвоения права на распределение лесного дохода.
Выводы. Лесное хозяйство является одной из самых низкодоходных отраслей экономики. Дискуссия о смене модели собственности на лес носит популистский характер и не отвечает общественным интересам. Актуализируется формирование новой системы лесных платежей, основанной на рентном подходе. Необходима разработка механизма контроля, распределения и перераспределения лесного дохода и возможности его корректировки. Введение рентного подхода обеспечит лесному хозяйству России достойный уровень доходности, создаст устойчивую институциональную систему лесных отношений, что позволит реализовать модель лесного хозяйства, способствующую преобразованию лесных ресурсов в источник социально-экономического развития российского общества.

Ключевые слова: лесная политика, институты лесопользования, модель собственности на лес, лесная рента

Список литературы:

  1. Ананьев В.А., Мошников С.А. Структура и динамика лесного фонда Республики Карелия // Лесной журнал. 2016. № 4. С. 19–29. URL: Link
  2. Степанов А.В., Петров А.Н. Анализ сети лесовозных дорог Республики Карелия // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. № 8-2. С. 78–81. URL: Link
  3. North D.C. Prologue. In: The Frontiers of the New Institutional Economics. Edited by J. Drobak, J. Nye. Academic Press, 1997, 374 p.
  4. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. C. 16–28.
  5. Проблемы достижения хозяйственной устойчивости и социальной сбалансированности: императивы экономической политики / под ред. Г.Б. Клейнера, Х.А. Константиниди, В.В. Сорокожердьева. М.: Научно-исследовательский институт истории, экономики и права, 2017. 303 с.
  6. Полтерович В.М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5. С. 34–56. URL: Link
  7. Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в социальной сфере российской экономики. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. 256 с.
  8. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х-Y- теорию. СПб.: Нестор-История, 2014. 468 с.
  9. Майорова В.В., Никитина Л.М., Трещевский Ю.И. Экономический анализ институциональных параметров социально-экономических систем // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 36. С. 2–11. URL: Link
  10. Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело, 1993. 192 с.
  11. Капелюшников Р.И. Рональд Коуз или сотворение рынков // США: Экономика. Политика. Идеология. 1993. № 1. C. 5–24.
  12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 655 с.
  13. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения в 50 т. Т. 25. Ч. II. М.: Госполитиздат, 1955–1981.
  14. Титова Г.Д. Теория ренты на службе национальной безопасности // Природные ресурсы – национальное богатство России. М.: РУДН, 1999. C. 153–165.
  15. Данилов-Данильян В.И. Природная рента и управление использованием природных ресурсов // Экономика и математические методы. 2004. № 3. С. 3-15. URL: Link
  16. Моисеев Н.А. Лесные отношения и рентные платежи // Природные ресурсы в системе государственных финансов России. М.: РАСХН, 2000. C. 94–97.
  17. Мельник М.В., Когденко В.Г. Анализ интегрированной отчетности: природный капитал // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 4. С. 72–84. URL: Link
  18. Львов Д.С. Вернуть народу ренту. М.: Эксмо, 2004. 256 с.
  19. Козырева Г.Б. Социально-экономические последствия лесной политики современной России. М.: МОНФ, 2007. 248 с.
  20. Моисеев Н.А. О стратегии развития лесного сектора экономики России // Лесное хозяйство. 2008. № 5. С. 2–6.
  21. Петров А.П. Экономическая организация использования лесов России в условиях рыночных отношений // Лесной вестник. 2013. № 4. С. 42–44. URL: Link
  22. Козырева Г.Б. Институциональные проблемы лесосырьевых территорий российских регионов // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 5. С. 54–63. URL: Link
  23. Резанов В.К., Резанов К.В. Формирование кластерной модели устойчивого развития лесного комплекса на основе синтеза корпоратизации и сетизации // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 11. С. 26–39. URL: Link
  24. Примеры зарубежного опыта устойчивого лесоуправления и лесопользования / под ред. Н. Шматкова. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2012. 180 с.
  25. Грей Дж.А. Канадский опыт организации лесных концессий // Устойчивое лесопользование. 2004. № 1. С. 28–35.
  26. Canadian Forest Policy: Adapting to Change. Ed. by M. Howlett. Toronto, University of Toronto Press, 2001, 446 p.
  27. Панкратова Н.Н. Выбор и обоснование видов использования лесов по приоритетности // Лесной журнал. 2011. № 6. С. 32–39. URL: Link
  28. Третьяков А.Г. Лесная рента и экономическая доступность лесных ресурсов: методологические аспекты // Лесной вестник. 2015. № 2. С. 153–161. URL: Link
  29. Починков С.В. Реалистичная концепция устойчивого лесопользования // Лесной вестник. 2013. № 4. С. 118–123. URL: Link
  30. Моисеев Н.А. Лесные дела в России. Что дальше? // Лесное хозяйство. 2012. № 6. С. 6–11.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала