+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Принципы формирования долевой экономики в условиях развития цифрового общества

Купить электронную версию статьи

т. 19, вып. 5, май 2020

Получена: 18.03.2020

Получена в доработанном виде: 03.04.2020

Одобрена: 15.04.2020

Доступна онлайн: 28.05.2020

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Коды JEL: O10, O35

Страницы: 800–821

https://doi.org/10.24891/ea.19.5.800

Попов Е.В. доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, директор Центра социально-экономических исследований, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (УИУ РАНХиГС), Екатеринбург, Российская Федерация 
epopov@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-5513-5020
SPIN-код: 9980-7417

Семячков К.А. кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (УИУ РАНХиГС), Екатеринбург, Российская Федерация 
k.semyachkov@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-0998-0183
SPIN-код: 3304-0614

Предмет. Экономические отношения, формирующиеся в различных направлениях хозяйственного применения цифровых платформ. В качестве объекта исследования рассмотрена современная экономика цифровых платформ в различных проявлениях хозяйственной деятельности.
Цели. Систематизация принципов формирования долевой экономики в условиях развития цифрового общества.
Методология. Использованы общенаучные методы исследования.
Результаты. Показано, что одной из важнейших тенденций развития современной экономики является развитие цифровых платформ, представляющих собой как технологическую новацию, так и бизнес-модель, на основе которой строят свой бизнес наиболее инновационные компании, формируя при этом так называемую долевую экономику платформ. Систематизированы некоторые характерные особенности современных цифровых платформ, проанализированы принципы их создания. Отмечено, что важным фактором развития долевой экономики являются сетевые эффекты, достигаемые за счет использования цифровых платформ. Сетевой эффект характеризует влияние количества пользователей платформы на ценность, создаваемую для каждого из них. Положительный сетевой эффект заключается в способности большого сообщества платформы производить существенную ценность для каждого пользователя. Негативный сетевой эффект проявляется в вероятности того, что рост сообщества плохо организованной платформы снизит ценность для каждого пользователя. Рассмотрены различия в организации компаний традиционной экономики и компаний, основывающих свою деятельность на основе модели цифровой платформы. Выявлены некоторые особенности изменений в социально-экономических системах, вызванные развитием цифровых платформ. Рассмотрены некоторые формы организации хозяйственной деятельности, которые стали доступны благодаря платформизации экономической деятельности. Систематизированы принципы формирования долевой экономики в условиях развития цифрового общества.
Выводы. Анализируемые принципы развития долевой экономики на основе цифровых платформ могут быть применены для создания моделей в целях прогнозирования трансформации экономической активности в постиндустриальном обществе.

Ключевые слова: долевая экономика, цифровая платформа, экосистема, бизнес-модель, сетевой эффект

Список литературы:

  1. Geliskhanov I.Z., Yudina T.N. Digital Platform: A New Economic Institution. Quality – Access to Success, 2018, vol. 19(S2), pp. 20–26.
  2. Sussan F., Acs Z.J. The Digital Entrepreneurial Ecosystem. Small Business Economics, 2017, vol. 49(1), pp. 55–73. URL: Link
  3. Song A.K. The Digital Entrepreneurial Ecosystem – A Critique and Reconfiguration. Small Business Economics, 2019, vol. 53, pp. 569–590. URL: Link
  4. Pînzaru F.M., Mitan A., Mihalcea A.D. Reshaping Competition in the Age of Platforms: The Winners of the Sharing Economy. In: E.M. Vătămănescu, F. Pînzaru (eds) Knowledge Management in the Sharing Economy. Knowledge Management and Organizational Learning. Cham, Springer, 2018, vol. 6. URL: Link
  5. Nambisan S., Zahra S.A., Luo Y. Global Platforms and Ecosystems: Implications for International Business Theories. Journal of International Business Studies, 2019, vol. 50, pp. 1464–1486. URL: Link
  6. Drahokoupil J., Piasna A. Work in the Platform Economy: Beyond Lower Transaction Costs. Intereconomics, 2017, vol. 52(6), pp. 335–340. URL: Link
  7. Parker G. Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. W.W. Norton & Company, 2017, 352 p.
  8. Hein A., Schreieck M., Riasanow T. et al. Digital Platform Ecosystems. Electronic Markets, 2019, vol. 1, pp. 87–98. URL: Link
  9. Han J., Cho O. Platform Business Eco-model Evolution: Case Study on KakaoTalk in Korea. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 2015, vol. 1(6). URL: Link
  10. De Reuver M., Sørensen C., Basole R.C. The Digital Platform: A Research Agenda. Journal of Information Technology, 2018, vol. 33, iss. 2, pp. 124–135. URL: Link
  11. De Blasio E., Selva D. Implementing Open Government: A Qualitative Comparative Analysis of Digital Platforms in France, Italy and United Kingdom. Quality & Quantity, 2019, vol. 53(2), pp. 871–896. URL: Link
  12. Buckingham Shum S., Aberer K., Schmidt A. et al. Towards a Global Participatory Platform. The European Physical Journal Special Topics, 2012, vol. 214, pp. 109–152. URL: Link
  13. Семячков К.А. Трансформация общественного сектора в условиях цифровой экономики // Журнал экономической теории. 2018. Т. 15. № 3. С. 545–548.
  14. Sanzo M.J., Álvarez L.I., Rey M., García N. Business–Nonprofit Partnerships: A New Form of Collaboration in a Corporate Responsibility and Social Innovation Context. Service Business, 2015, vol. 9(4), pp. 611–636. URL: Link
  15. Nieves J., Osorio J. The Role of Social Networks in Knowledge Creation. Knowledge Management Research & Practice, 2013, vol. 11, iss. 1, pp. 62–77. URL: Link
  16. Soto-Acosta P., Popa S., Palacios-Marqués D. Social Web Knowledge Sharing and Innovation Performance in Knowledge-Intensive Manufacturing SMEs. The Journal of Technology Transfer, 2016, vol. 42(2), pp. 425–440. URL: Link
  17. Сивакс А.Н. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий // Науковедение. 2015. Т. 7. № 1. URL: Link
  18. Cajaiba-Santana G. Social Innovation: Moving the Field Forward. A Conceptual Framework. Technological Forecasting and Social Change, 2014, vol. 82, pp. 41–51. URL: Link
  19. Howaldt J., Schwarz M. et al. Social Innovation: Concepts, Research Fields and International Trends. Aachen, IMA/ZLW, 2010.
  20. Попов Е., Семячков К., Симонова В. Типология моделей оценки межфирменных отношений. Проблемы теории и практики управления. 2016. № 3. С. 105–115.
  21. Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Цифровые платформы для исследований и разработок. Информационное общество. 2017. № 6. С. 17–24. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 21, вып. 11, ноябрь 2022

Другие номера журнала