+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Предпринимательские опросы как зеркало экономики: Германия и Россия

Купить электронную версию статьи

т. 21, вып. 1, январь 2022

Получена: 28.10.2021

Получена в доработанном виде: 07.11.2021

Одобрена: 18.11.2021

Доступна онлайн: 31.01.2022

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Коды JEL: C53, D22, L11

Страницы: 23–34

https://doi.org/10.24891/ea.21.1.23

Грачева М.В. кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация 
mgracheva@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6215-6559
SPIN-код: 4779-8130

Аукуционек С.П. кандидат экономических наук, руководитель Центра по изучению переходной экономики, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация 
nina-vladi@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-1173-2800
SPIN-код: 3444-2538

Предмет. Особенности предпринимательских опросов, проводимых подразделениями ведущих научных институтов ФРГ и РФ.
Цели. Исследование специфики опросной статистики германского ифо-института и Российского экономического барометра на основе анализа связи опросов с прогнозированием, параметров баз данных и главных индикаторов опросов.
Методология. Использовались методы логического и статистического анализа.
Результаты. Рассмотрены основные характеристики респондентских баз, вопросы использования опросных показателей для составления конъюнктурных прогнозов, размерность баз данных (тематика и уровни агрегирования, определяющие количество генерируемых временных рядов), аналитические инструменты для исследования конъюнктуры, главные показатели опросной статистики и особенности показателя лимитирующих факторов производства.
Выводы. Выявлены основные различия предпринимательских опросов Российского экономического барометра от опросов мюнхенского института экономических исследований. Первые уступают вторым по числу компаний-респондентов, уровней агрегирования в базе данных, публикуемых журналов и бюллетеней, а по количеству тем в базе данных, напротив, первые опережают вторых. Важнейшее достижение германского ифо-института заключается в разработке постоянно действующего главного индикатора, ставшего основой надежного конъюнктурного прогнозирования в Германии – индекса делового климата, рассчитываемого на базе индекса текущего состояния дел и индекса ожиданий на шесть месяцев вперед.

Ключевые слова: предпринимательские опросы, индекс делового климата, прогноз развития конъюнктуры, база данных

Список литературы:

  1. Wohlrabe K. Das ifo Geschӓftsklima. ifo Handbuch der Konjunkturumfragen, 2020, no. 88, pp. 111–115. URL: Link
  2. Wollmershäuser T., Göttert M., Grimme C. et al. ifo Konjunkturprognose Winter 2020: Das Coronavirus schlägt zurück – erneuter Shutdown bremst Konjunktur ein zweites Mal aus. URL: Link
  3. Wollmershäuser T., Göttert M., Grimme C. et al. ifo Konjunkturprognose Frühjahr 2021: Deutsche Wirtschaft taumelt in die dritte Coronawelle. ifo Schnelldienst digital, 2021, no. 9, pp. 1–13. URL: Link
  4. Wohlrabe K., Wollmershäuser T. Zwei neue Analysewerkzeuge für die ifo Konjunkturumfragen: Die neue ifo Konjunkturuhr und die ifo Heatmap. ifo Schnelldienst, 2021, vol. 74, no. 3, pp. 51–55. URL: Link
  5. Brandt P. Sonderfragen in den ifo Konjunkturumfragen. ifo Beitrӓge zur Wirtschaftsforschung, 2020, no. 88, pp. 103–109. URL: Link
  6. Litsche S., Sauer S. ifo Konjunkturumfrage im Verarbeitenden Gewerbe: Konjunkturelle Hochlage führt zu Engpässen. ifo Schnelldienst, 2018, no. 23, pp. 29–31. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 21, вып. 9, сентябрь 2022

Другие номера журнала