Предмет. Рассматриваются вопросы определения сущности социального капитала, состава факторов, оказывающих влияние на его формирование. Особое внимание в рамках исследования уделяется вопросам определения методики оценки социального капитала, а также его влияния на развитие экономики государства. Цели. Авторская разработка предложений по повышению уровня социального капитала развивающихся стран. Методология. Методологию исследования составляют общенаучные и специальные методы исследования, включающие анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогию, сравнение, наблюдение, мониторинг, моделирование, статистические методы, в том числе сводку и группировку данных, выборочный метод. Результаты. Как показывают исследования, чем ниже уровень социального капитала, тем менее эффективной является экономика государства. Проблема таких исследований заключается в отсутствии в настоящее время четких критериев определения социального капитала, методики его расчета. Общие выводы о влиянии социального капитала на уровень экономического развития не подкреплены конкретными показателями, однозначно доказывающими наличие такой детерминации. Предложены рекомендации по повышению уровня социального капитала развивающихся стран. На их основе может быть построена программа повышения социального капитала и улучшения социальной сферы развивающихся государств. Выводы. Исследование показало, что развитые страны, как правило, имеют высокий уровень развития социального капитала, развивающиеся страны – более низкое значение. Регулярный анализ факторов, а также эффективное и своевременное принятие мер по корректировке их влияния могут повысить уровень социального капитала, что в свою очередь будет способствовать развитию экономики развивающихся стран.
Hanifan L.J. The Rural School Community Center. Annals of the American Academy ofPolitical and Social Science, 1916, no. 67, pp. 130–138. URL: Link
Banfield E.C. The Moral Basis of a Backward Society. Free Press, 1958, 188 p.
Bourdieu P. The Forms of Capital. In: Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. Ed. by J.G. Richardson. NY, Greenwood Press, 1986, pp. 241–258. URL: Link
Коулмэн Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139.
Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. NY, Touchstone Books by Simon & Schuster, 2001, 544 р.
Fukuyama F. Social Capital and Global Economy. Foreign Affairs, vol. 74, no. 5, 1995, pp. 89–103. URL: Link
Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. First Edition. National Bureau of Economic Research, 1964, 288 p.
Woolcock M., Narayan D. Social Capital: Implications for Development Theory, Research, and Policy. TheWorld Bank Research Observer, 2000, vol. 15, iss. 2, pp. 225–249. URL: Link
Burt R. The Contingent Value of Social Capital. Administrative Science Quarterly, 1997, vol. 42, iss. 2, pp. 339–365. URL: Link
Portes A. Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology. Annual Review of Sociology, 1998, vol. 24, pp. 1–24. URL: Link
Рощина Я.М., Куфлина Е.Д. Типы социального капитала россиян и их детерминанты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1. URL: Link
Длугопольский А.В. Имеет ли доверие ценность, или как социальный капитал влияет на экономику // Теоретическая экономика. 2014. № 4. URL: Link