+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Канальные риски как фактор развития системы управления рисками в таможенной сфере

Купить электронную версию статьи

т. 22, вып. 3, март 2023

Получена: 19.01.2023

Получена в доработанном виде: 27.01.2023

Одобрена: 05.02.2023

Доступна онлайн: 30.03.2023

Рубрика: Управленческий анализ

Коды JEL: О30

Страницы: 534–555

https://doi.org/10.24891/ea.22.3.534

Макрусев В.В. доктор физико-математических наук, профессор кафедры управления, Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация 
makrusev@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6899-4705
SPIN-код: 3299-1321

Насибуллин А.А. начальник отдела применения системы управления рисками, Центр оперативного мониторинга и управления рисками Московской областной таможни ФТС России, Москва, Российская Федерация 
amir_71@bk.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: отсутствует

Предмет. Система управления таможенными рисками.
Цели. Раскрыть основные характеристики нового класса таможенного риска – канального.
Методология. Основу исследования составляет методология системного анализа и процессно-ориентированного подхода, использованы методы моделирования, сравнительного и сопоставительного анализа.
Результаты. Дается характеристика действующей технологии принятия решений по минимизации риска и раскрываются идеи создания системы поддержки принятия решений с элементами искусственного интеллекта. Представлен эксперимент по реализации модели оперативного мониторинга объектов риска на этапе документального таможенного контроля. Определены целесообразные первоочередные организационные решения в системе управления таможенными рисками, даны предложения по структуре службы таможенных рисков. Разработанные модели могут применяться в научно-исследовательских и аналитических структурных подразделениях органов государственной власти, в том числе Федеральной таможенной службы, осуществляющих таможенный контроль с применением системы управления рисками.
Выводы. Раскрываются основные причины и дается обоснование нового класса рисков в таможенной сфере, выявляются ограничения, присущие применяемой на практике методологии риск-ориентированного подхода в управлении таможенными рисками, предлагаются направления модернизации существующей системы управления рисками под новый класс таможенных рисков: внедрение технологии сквозного процесса таможенного контроля; оперативный мониторинг перетекания товарных объемов; формирование профилей, характерных для канальных рисков; реализация мультипрофильной модели управления таможенными рисками; использование технологии OLAP для комплексного многомерного анализа данных по специально разработанной методике.

Ключевые слова: таможенный контроль, сквозной процесс таможенного контроля, система управления рисками, канальные риски

Список литературы:

  1. Тульцева А.С., Макрусев В.В. Когнитивная модель управления системными рисками в таможенной сфере: идея, особенности реализации // Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 517–521.
  2. Насибуллин А.А. Обоснование нового класса таможенных рисков и модели развития системы управления рисками // Экономика и предпринимательство. 2021. № 12. С. 750–760.
  3. Насибуллин А.А. Методики оценки качества таможенных услуг, предоставляемых системой управления рисками в процессе ее применения и развития // Экономика и предпринимательство. 2021. № 11. С. 1370–1378.
  4. Насибуллин А.А. Управление рисками в условиях интеллектуализации цифровых таможенных технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1. С. 153–159. URL: Link
  5. Макрусев В.В., Любкина Е.О. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2. С. 932–940.
  6. Бойкова М.В. Таможенное администрирование в условиях международной интеграции: монография. М.: Российская таможенная академия, 2014. 163 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала