+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Бизнес-анализ и бизнес-аналитика: развитие в условиях цифровизации

Купить электронную версию статьи

т. 22, вып. 4, апрель 2023

Получена: 13.02.2023

Получена в доработанном виде: 27.02.2023

Одобрена: 07.03.2023

Доступна онлайн: 27.04.2023

Рубрика: Теория экономического анализа

Коды JEL: C55, C81, C83, C88, Q01

Страницы: 646–671

https://doi.org/10.24891/ea.22.4.646

Зенкина И.В. доктор экономических наук, профессор департамента бизнес-аналитики факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
zenkina_iv@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-1020-4050
SPIN-код: 2949-0202

Предмет. Аналитическое обеспечение управления изменениями в условиях ориентации экономических субъектов на устойчивое развитие и цифровой трансформации бизнеса.
Цели. Выявление современных особенностей бизнес-анализа, содержания основных видов бизнес-аналитики и влияния процессов цифровизации на развитие аналитической деятельности.
Методология. Применены такие методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, системный, стратегический и риск-ориентированный подходы.
Результаты. В статье раскрыты содержание, области и задачи бизнес-анализа в соответствии с принятым в ноябре 2022 г. Международным институтом бизнес-анализа стандартом бизнес-анализа. Дана оценка новациям в области регламентации бизнес-анализа на глобальном уровне. Определены особенности бизнес-анализа и обоснованы предпосылки его совершенствования в условиях новых вызовов и масштабной цифровизации. Рассмотрено соотношение и взаимосвязь бизнес-анализа с бизнес-аналитикой. Представлена систематизация основных видов аналитики, охарактеризованы уровни ее развития. Проанализированы тенденции развития аналитической деятельности субъектов бизнеса, отражены приоритетные направления бизнес-аналитики, проведена их сравнительная оценка.
Выводы. Цифровая трансформация бизнеса обеспечила импульс развитию бизнес-анализа как передового направления анализа деятельности организаций, приоритизирующего обоснование стратегических решений на основе стейкхолдерского подхода в целях устойчивого развития. Ключевыми предпосылками совершенствования бизнес-анализа выступают стремительный рост деловой информации, потребность в новых методах обработки данных, а также необходимость повышения качества анализа и обоснования решений. Уровни аналитики в зависимости от характера используемых данных и цифровых инструментов дифференцируются от архаичной Аналитики 1.0 до актуальной Аналитики 3.0. Выявлена наметившаяся тенденция дивергенции бизнес-анализа и бизнес-аналитики как отдельных видов аналитической деятельности. В качестве наиболее перспективных направлений бизнес-аналитики определены Business Intelligence, Big Data Analytics и Data Science.

Ключевые слова: стандарт по бизнес-анализу, аналитика устойчивого развития, Business Intelligence, Big Data Analytics, Data Science

Список литературы:

  1. Ендовицкий Д.А., Панина И.В., Панкратова М.В. Анализ сущности корпоративной устойчивости как реакции на цивилизационные изменения // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 6. С. 1043–1060. URL: Link
  2. Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., Лылов А.И., Пуляхин Е.И. Экономический анализ влияния «больших вызовов» на устойчивость и непрерывность деятельности субъектов хозяйствования // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 12. С. 2253–2275. URL: Link
  3. Бабичева Н.Э., Сёмкин С.А. Интегрированная отчетность как детерминанта изменения целевых установок экономического анализа устойчивого развития в условиях вызовов // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. Вып. 12. С. 2210–2232. URL: Link
  4. Ефимова О.В., Волков М.А., Королёва Д.А. Анализ влияния принципов ESG на доходность активов: эмпирическое исследование // Финансы: теория и практика. 2021. Т. 25. № 4. С. 82–97. URL: Link
  5. Зенкина И.В. Методические подходы и инструменты анализа устойчивого развития организации // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. Вып. 9. С. 1667–1686. URL: Link
  6. Зенкина И.В. Содержание и стратегические возможности анализа цепей поставок как инструмента обеспечения устойчивого развития организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2022. Т. 21. Вып. 1. С. 35–59. URL: Link
  7. Magretta J. Why Business Models Matter. Harvard Business Review, 2002, vol. 80, iss. 5, pp. 86–92. URL: Link
  8. Casadesus-Masanell R., Ricart J.E. From Strategy to Business Models and onto Tactics. Long Range Planning, 2010, vol. 43, iss. 2-3, pp. 195–215. URL: Link
  9. Osterwalder A., Pigneur Y. Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers. Hoboken, NJ, John Wiley & Sons, 2010, 288 p.
  10. Süß A., Höse K., Götze U. Sustainability-Oriented Business Model Evaluation: A Literature Review. Sustainability, 2021, vol. 13, iss. 19. URL: Link
  11. Hernández-Chea R., Jain A., Bocken N.M.P., Gurtoo A. The Business Model in Sustainability Transitions: A Conceptualization. Sustainability, 2021, vol. 13, iss. 11. URL: Link
  12. Bhatnagar R., Keskin D., Kirkels A. et al. Design Principles for Sustainability Assessments in the Business Model Innovation Process. Journal of Cleaner Production, 2022, vol. 377, no. 134313. URL: Link
  13. Méndez-León E., Reyes-Carrillo T., Díaz-Pichardo R. Towards a Holistic Framework for Sustainable Value Analysis in Business Models: A Tool for Sustainable Development. Business Strategy and Environment, 2022, vol. 31, iss. 1, pp. 15–31. URL: Link
  14. Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 240 с.
  15. Фрэнкс Б. Революция в аналитике. Как в эпоху Big Data улучшить ваш бизнес с помощью операционной аналитики. М.: Альпина Паблишер, 2020. 316 с.
  16. Когденко В.Г. Описательная, прогностическая и предписывающая аналитика: данные, методы и алгоритмы // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. Вып. 3. С. 447–461. URL: Link
  17. Дэвенпорт Т., Ким Джин Хо. О чем говорят цифры. Как понимать и использовать данные. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 224 с.
  18. Luhn H.P. A Business Intelligence System. IBM Journal of Research and Development, 1958, vol. 2, iss. 4, pp. 314–319. URL: Link 10.1147/rd.24.0314

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала