Русаков А.Ю.аспирант кафедры прикладной статистики и цифровых технологий, Марийский государственный университет (МарГУ), Йошкар-Ола, Российская Федерация anton2709@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Структура и динамика развития показателей туризма в Российской Федерации. Цели. Определить роль и значение сферы туризма для страны и региона, его влияние на развитие государства, экономической и социальной сферы. Дать характеристику современного состояния туристической сферы в Российской Федерации и в регионах, применяя экономико-статистический анализ. Определить группы регионов, позволяющие анализировать показатели сферы туризма. Методология. Использованы общенаучные методы исследования. Для рассмотрения эластичности в структуре показателей туризма был использован метод кластерного анализа. Результаты. Рассчитаны удельные веса показателей структуры деятельности туристических фирм, а именно – число реализованных населению турпакетов, интегральные коэффициенты структурных различий показателей структуры деятельности туристических фирм, темпы роста показателей, характеризующих сферу туризма. Проведено разбиение совокупности федеральных округов и их регионов на группы с использованием методов кластерного анализа. Выявлены структурные сдвиги в относительных величинах в одном и том же наборе данных и произошедшие изменения в индустрии туризма России на протяжении исследуемого периода. Выводы. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для специалистов в области экономики туризма, региональной экономики и управления, а также послужить базой для разработок мер по популяризации внутреннего туризма в России.
Ключевые слова: туризм, кластерный анализ, система показателей, линейные и квадратичные коэффициенты
Список литературы:
Юдина Е.В., Афанасьев О.Е. Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве. М.: Русайнс, 2020. 490 с.
Болдырева С.В. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона: обобщение российского и зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. Вып. 5. С. 972–988. URL: Link
Ермакова Ж.А., Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е. Современное состояние туристского рынка в Российской Федерации // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 2. С. 30–34. URL: Link- rynka-v-rossiyskoy-federatsii?ysclid=m1t86xzea2742331932
Заруцкая В.С. Развитие туристического рынка России: проблемы и потенциал // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 11. URL: Link
Идрисова Н.Л., Девришбеков Н.Р. Современное состояние российского внутреннего туризма и перспективы его развития в условиях финансовой нестабильности // Концепт. 2015. Т. 13. URL: Link
Пшеничных Ю.А. Анализ динамики и тенденций развития современного международного туристического рынка // Вестник университета. 2021. № 1. С. 53–61. URL: Link
Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 10. С. 2343–2356. URL: Link
Симонян Г.А., Сарян А.А. Стратегические цели и задачи развития внутреннего туризма в новых условиях // Современная научная мысль. 2022. № 6. С. 266–273. URL: Link
Скрябина Н.А., Кобзева З.С., Шерстобитова Т.И. Пути преодоления кризиса индустрии туризма // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2019. № 1. С. 238–243. URL: Link