Предмет. Разнообразные виды отчетности как источники информации о научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования России для оценки ее эффективности. Цели. Исследование действующей системы отчетности исходя из специфики деятельности российских университетов для выявления проблемных аспектов представления информации об исследованиях и разработках, определения дальнейших перспектив совершенствования структуры и содержания отчетности о результатах научно-исследовательской деятельности университетов. Методология. Применялись общенаучные методы познания, в том числе анализ, синтез, наблюдение, систематизация, классификация, сравнение, обобщение. Результаты. Рассмотрены формы статистического наблюдения за деятельностью университетов в области исследований и разработок; структура и содержание отчетности, формируемой в рамках проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций. Обобщены и систематизированы показатели, необходимые для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Изучены структура и содержание отчетов о самообследовании университетов, характеризующих научно-исследовательскую деятельность. Рассмотрены лучшие практики формирования отчетов об устойчивом развитии университетов. Исследованы возможности для оценки научно-исследовательской деятельности отчета об интеллектуальном капитале вузов, интегрированной отчетности, комплексной публичной отчетности вузов. Выводы. Учреждения высшего образования формируют значительное количество отчетов о научно-исследовательской деятельности с различной степенью детализации показателей. В разных формах отчетности происходит дублирование одной и той же информации, некоторые отчеты перегружены. В основном отчетность направлена на удовлетворение интересов государственных регуляторов и не удовлетворяет потребности других заинтересованных сторон. Это вызывает необходимость разработки современных передовых концепций формирования отчетности, в том числе о научно-исследовательской деятельности и ее результатах с учетом специфических особенностей университетов для удовлетворения потребностей широкого круга пользователей.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, учреждения высшего образования, отчетность, показатели
Список литературы:
Вахрушина М.А. Интеллектуальный капитал как базовая составляющая нефинансовой отчетности вузов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023. № 6. С. 78–96. URL: Link
Вахрушина А.А., Вахрушина М.А. Отчет об интеллектуальном капитале вузов: концепция формирования, аналитические возможности в контексте принятия стейкхолдерами управленческих решений // Учет. Анализ. Аудит. 2020. Т. 7. № 6. С. 40–54. URL: Link
Вахрушина А.А., Вахрушина М.А. Раскрытие информации об интеллектуальном капитале вузов: теория и практика: монография. М.: ИНФРА-М, 2021. 263 с.
Бусыгин Д.Ю. Концептуальный подход к формированию отчета об интеллектуальном капитале университета // Интеллектуальный капитал и цифровая трансформация общества: сборник статей. Минск: Белорусский государственный аграрный технический университет, 2022. С. 81–88.
Бусыгин Д.Ю. Формирование отчета об интеллектуальном капитале университета // Бухгалтерский учет и анализ. 2019. № 8. С. 24‒29.
Бусыгин Д.Ю. Формирование статей отчета об интеллектуальном капитале университета // Бухгалтерский учет и анализ. 2021. № 11. С. 42‒46.
Боронина Э.С. Опыт подготовки интегрированного отчета организацией российской системы высшего образования // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. Вып. 1. С. 65–85. URL: Link
Бусыгин Д.Ю. Представление отчета об интеллектуальном капитале в разрезе формирования интегрированной отчетности университета // Бухгалтерский учет и анализ. 2021. № 9. С. 49‒53.
Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 10. С. 2–15. URL: Link
Малиновская Н.В. Национальная концепция развития интегрированной отчетности в России // Учет. Анализ. Аудит. 2024. Т. 11. № 1. С. 6–13. URL: Link
Булыга Р.П. Концепция формирования публичной отчетности вузов // Финансы: теория и практика. 2015. № 6. С. 156–170. URL: Link
Бурцева К.Ю. Совершенствование внешней отчетности университета // Аудит и финансовый анализ. 2017. № 5-6. С. 27–32. URL: Link
Ендовицкий Д.А., Беленов Б.О. Модель бизнес-процесса формирования публичной отчетности вуза: координатор, исполнители, сроки проведения работ // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. № 2. С. 138–150. URL: Link
Князюк Н.Д., Вахрушина М.А. Концепция комплексной публичной отчетности вузов // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 6. С. 604–617. URL: Link