Тутыгин А.Г.кандидат физико-математических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории проблем развития территорий, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения Российской академии наук, Архангельск, Российская Федерация andgt64@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-9821-651X SPIN-код: 3312-4131
Чижова Л.А.кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории проблем развития территорий, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения Российской академии наук, Архангельск, Российская Федерация chijova.mila@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-0298-5248 SPIN-код: 2238-2252
Предмет. Формирование полноценной транспортно-логистической системы с опорой на масштабные инфраструктурные проекты – основа современной концепции освоения российского Севера и Арктики. Однако в текущих геополитических условиях и с учетом влияния ряда экологических, социальных, экономических и других факторов перед лицами, принимающими решения по развитию транспортно-логистической системы северных регионов и их составляющих элементов, зачастую возникает проблема обоснования и выбора того или иного проекта. Цели. На примере Архангельской области предложить лицам, принимающим управленческие решения регионального и муниципального уровней, процедуру обоснования выбора стратегических альтернатив развития элементов транспортно-логистической системы, основанную на экспертных оценках. Методология. Использовались системный подход, методы экономического анализа, экспертно-аналитические технологии, матричное позиционирование управленческих решений. Результаты. На примере Архангельского транспортного узла были рассмотрены три проекта, связанные с его развитием: дноуглубительные работы погрузочно-разгрузочного района «Экономия»; строительство мостового перехода через реку Кузнечиха; создание научно-производственного центра по развитию беспилотных авиационных систем. С помощью ряда экспертных интервью отобраны наиболее значимые факторы и их группы, оказывающие влияние на состояние и развитие территории при реализации каждого из проектов. Определены веса групп факторов и их внутригрупповые веса, а также степень согласованности экспертных суждений, установлены ведущие факторы в группах, даны оценки соответствующих корреляционных связей. Выводы. Выявлена значительная дифференциация проектов развития Архангельского транспортного узла по совокупности и силе влияния групп факторов, влияющих на состояние и развитие территории, что может быть использовано в качестве информационной основы обоснования и выбора, например, очередности реализации указанных проектов.
Козырь Н.С., Старкова Н.О. Оценка транспортной инфраструктуры региона в контексте пространственного развития РФ // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. Вып. 5. С. 835–851. URL: Link
Болгова Е.В., Болгов С.А., Курникова М.В. Геостратегическая оценка транспортно-логистического потенциала приграничного региона Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2023. Т. 21. Вып. 3. С. 439–477. URL: Link
Метелкин П.В., Лобачев В.В., Голышкова И.Н. Современные тренды развития транспортно-логистической системы России // Транспортное дело России. 2023. № 1. С. 11–13. URL: Link
Коль О.Д. Развитие проектов транспортно-логистической инфраструктуры в регионах Арктической зоны Российской Федерации в новых геополитических условиях // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2023. № 15. URL: Link
Чижова Л.А., Тутыгин А.Г., Подоплекин А.О. и др. Социально-экономическое развитие арктического макрорегиона: комплексный подход: монография. Архангельск: КИРА, 2022. 292 с.
Sergeev V., Ilin I., Fadeev A. Transport and Logistics Infrastructure of the Arctic Zone of Russia. Transportation Research Procedia, 2021, vol. 54, pp. 936–944. URL: Link
Саати Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети. М.: ЛКИ, 2008. 360 с.
Cronbach L.J. Coefficient Alpha and the Internal Structure of Tests. Psychometrika, 1951, vol. 16, iss. 3, pp. 297–334. URL: Link
Рослякова Н.А. Государственное управление пространственным развитием на основе развития транспортной инфраструктуры: особенности взаимодействия транспортных и промышленных узлов в регионах // Друкеровский вестник. 2019. № 2. С. 294–303. URL: Link
Кожевников С.А., Патракова С.С. Транспортная связность северных регионов России: проблемы и инструменты обеспечения // Проблемы развития территории. 2024. Т. 28. № 3. С. 50–66. URL: Link
Бухарский В.В. Транспортная система региона как каркас экономического развития (на примере Архангельской области) // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 6.
Пестова В.О. Развитие Архангельского транспортного узла. Ближайшие планы и перспективы // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2023. № 4. С. 26–34. URL: Link
Руденко А.А., Уткова М.А., Фофанова А.Ю. Транспортный узел Мурманской области и его значение в экономическом развитии Арктики // Управленческий учет. 2022. № 12-1. С. 300–306. URL: Link
Якубович А.Н., Якубович И.А. Оценка климатических рисков в отношении транспортной инфраструктуры северных регионов России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. № 2. С. 96–104. URL: Link
Полешкина И.О. Полифункциональность транспортной системы северных регионов // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 2. С. 104–116. URL: Link
Тутыгин А.Г., Коробов В.Б., Чижова Л.А. Моделирование сценариев развития северных территорий: методологический и информационный аспекты // Экономические науки. 2019. № 179. С. 114–122. URL: Link
Коробов В.Б., Тутыгин А.Г., Чижова Л.А. Последовательность принятия стратегических решений в задачах проектирования транспортной инфраструктуры в Арктике // Проблемы региональной экологии. 2018. № 5. С. 70–77. URL: Link
Тутыгин А.Г., Антипов Е.О., Коробов В.Б. Проблемы моделирования логистических операций в Арктической зоне Российской Федерации: монография. Архангельск: КИРА, 2020. 244 с.
Dan Chen, Pengcheng Xiang, Fuyuan Jia. Performance Measurement of Operation and Maintenance for Infrastructure Mega-Project Based on Entropy Method and D-S Evidence Theory. Ain Shams Engineering Journal, 2022, vol. 13, iss. 2, no. 101591. URL: Link
Пилясов А.Н., Цукерман В.А. Арктические корпорации и освоенческие риски: вызов и ответ // Арктика и Север. 2021. № 44. С. 103–129. URL: Link
Му А. «Белкомур» и роль Китая // ЭКО. 2022. № 9. С. 8–33. URL: Link
Егорова Т.П., Делахова А.М. Потенциал развития транспортно-логистических систем северных регионов ресурсного типа: тенденции и перспективы динамической устойчивости // Транспортное дело России. 2022. № 4. С. 38–43. URL: Link
Агауров С.Ю., Зыкова Н.В., Смирнова И.Г. Адаптивное управление в нефтегазовой отрасли с учетом региональных условий // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 12. С. 1523–1531. URL: Link