Абаев А.Л.доктор экономических наук, доцент, декан факультета рекламы и связей с общественностью, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Российская Федерация abaeval.@rggu.ru https://orcid.org/0000-0003-3475-6212 SPIN-код: 5724-1875
Болдырев М.В.директор центра проектной деятельности и коммуникационных технологий факультета рекламы и связей с общественностью, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Российская Федерация m@boldyrev.ru https://orcid.org/0009-0003-8193-8550 SPIN-код: отсутствует
Шарафутдинов Р.Ф.аспирант института информационных наук и технологии безопасности, ассистент кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Российская Федерация rusmanlan@inbox.ru https://orcid.org/0009-0008-8009-8058 SPIN-код: 8074-9278
Предмет. Эффективность взаимодействия университетов с абитуриентами. Цели. Исследовать предпочтения абитуриентов в контексте рассинхронизации современного рынка труда и рынка образования. Методология. В рамках исследования проведены 46 личных интервью, опрошены 1 562 респондента с помощью онлайн-анкетирования (51,9% – из Москвы, 22,2% – из Московской области, 21,8% – из регионов России, 2,8% – из стран СНГ, 1,3% – из других стран). Результаты. Исследование предпочтений абитуриентов при выборе вуза является неотъемлемой частью анализа эффективности образовательных учреждений и направлений подготовки. Соотнесены факторы, которые влияют на выбор вуза абитуриентом с современными и прогнозируемыми в ближайшем будущем требованиями рынка труда. На основе исследования актуальных образовательных практик и предпочтений абитуриентов сформулированы рекомендации, направленные на трансформацию образовательных процессов в вузах, повышение эффективности программ продвижения образовательных услуг в период приемной кампании. Выводы. Появление программ или отдельных факультетов, использующих модель свободного образования с применением индивидуальной образовательной траектории, является действенным инструментом отстройки от конкурентов и в дальнейшем поможет таким вузам перейти из категории университетов массовых профессий в категорию университетов регионального уровня или исследовательских университетов.
Мкртычян Г.А., Петрова О.В. Сопротивление преподавателей изменениям: анализ причин и факторов // Университетское управление: анализ и практика. 2019. Т. 23. № 4. С. 142–150. URL: Link
Петрова О.В. Управление ценностями в исследовательском университете: кейс Института экономики и управления ННГУ им. Н.И. Лобачевского // Социология. 2022. № 2. С. 428–436. URL: Link
Рыченков М.В., Рыченкова И.В., Киреев В.С. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, на различных этапах процесса поступления // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: Link
Сухенко Н.В. Изучение критериев выбора вуза абитуриентами как инструмент формирования коммуникативной политики университета // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 1. С. 47–55. URL: Link
Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 616 с.
Мухаметдинова С.Х., Тюменцева Е.Ю. Анализ факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами (на примере Омского региона) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 1. URL: Link
Рябоконь М.В. Модели поведения абитуриентов при выборе вуза // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 4. С. 177–185. URL: Link
Handy C.B. The Age of Unreason. Harvard Business Review Press, 1991, 288 p.
Инновационный университет. Проектно-ориентированное управление: стратегия, интеграция, качество: сборник статей / сост. Р.Г. Стронгин, А.О. Грудзинский. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. 218 с.
Богдан Н.Н., Парфенова И.Ю. Организационная культура вуза в условиях реформ // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6. С. 23–30. URL: Link
Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Трансфер знаний – функция инновационного университета // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 66–71. URL: Link
Мушкетова Н.С., Федорова С.В., Беликеева А.С. Особенности маркетинговых коммуникаций на рынке образовательных услуг вузов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. № 17. С. 62–70. URL: Link
Неретина Е.А., Макарец А.Б. Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций в продвижении образовательных услуг вуза // Интеграция образования. 2013. № 1. С. 3–12. URL: Link
Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004. 370 с.
Демин П.В. Корпоративная культура предпринимательского университета: потенциал измерения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2. С. 65–75. URL: Link
Dill D. The Management Of Academic Culture Revisited Integrating Universities in an Entrepreneurial Age. In: B. Stensaker, J. Välimaa, C. Sarrico (eds). Managing Reform in Universities: The Dynamics of Culture, Identity and Organizational Change. Palgrave Macmillan, 2012, pp. 222–237.
Гулиус Н.С., Юрина Е.А. Трансформация корпоративной культуры университета: социологический и лингвистический методы анализа // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2. С. 106–121. URL: Link