Предмет. Продвижение электронной коммерции в условиях развития цифровизации, его особенности и тенденции в современной экономике РФ. Цели. Исследовать процесс развития электронной коммерции как отражающий глобальный тренд российского бизнеса, проанализировать электронную торговлю в России, оценить влияние становления e-commerce в качестве передовой сферы бизнеса на развитие аналитики. Методология. Применены такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Результаты. Исследование позволило уточнить сущность, выявить предпосылки и охарактеризовать значение электронной коммерции в современной экономике. Показана неразрывная связь развития электронной коммерции с глобальной цифровизацией и цифровой трансформацией бизнеса. Определены преимущества электронной торговли, обусловливающие привлекательность данной модели ведения бизнеса. Рассмотрены основные сферы е-ecommerce и типы взаимоотношений между ее участниками, описана современная экосистема электронной торговли. Проведен эмпирический анализ состояния, динамики и структуры сектора электронной коммерции, онлайн-ритейла и рынка маркетплейсов в России. Обосновано становление e-commerce аналитики как нового направления в ответ на потребности практики в адекватном аналитическом обеспечении электронной коммерции. Предложен инструментарий аналитики электронной торговли в виде комплекса ключевых показателей эффективности маркетплейсов. По результатам исследования динамики и факторов развития e-commerce в России выявлены ее основные тенденции. Выводы. Результаты исследования будут способствовать формированию всесторонней динамической информационной картины сектора электронной коммерции, онлайн-ритейла и рынка маркетплейсов в России, а также совершенствованию аналитического обеспечения деятельности экономических субъектов в рамках электронной торговли, позволят повысить качество обоснования разрабатываемых решений и обеспечить эффективность деятельности маркетплейсов
Финансовые рынки: цифровая трансформация: монография / под ред. К.В. Криничанского, Б.Б. Рубцова. М.: КноРус, 2021. 184 с.
Сибирская Е.В., Овешникова Л.В., Михейкина Л.А. Цифровая экономика России: анализ современного состояния // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 1. С. 4–24. URL: Link
Едронова В.Н. Финансовые аспекты оценки результатов и перспектив цифровой экономики в России // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. Вып. 4. С. 925–944. URL: Link
Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Цифровой инструментарий развития национального и международного бизнеса // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. Вып. 6. С. 1420–1443. URL: Link
Ribeiro-Navarrete S., Botella-Carrubi D., Palacios-Marqués D., Orero-Blat M. The effect of digitalization on business performance: An applied study of KIBS. Journal of Business Research, 2021, vol. 126, pp. 319–326. URL: Link
Когденко В.Г. Роль цифровых компаний в трансформации российской экономической модели // Экономический анализ: теория и практика. 2023. Т. 22. Вып. 6. С. 1000–1030. URL: Link
Гибадуллин Э.И. Индекс цифровой зрелости российских публичных компаний // Финансы и кредит. 2022. Т. 28. Вып. 12. С. 2873–2898. URL: Link
Kulkarni D.D. AI-Powered innovations in e-commerce and their effect on business performance. Industrial Engineering Journal, 2024, vol. 53, iss. 11, no. 3. URL: Link
Едронова В.Н. Цифровая экономика: анализ статистики объемов интернет-рынков // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. Вып. 9. С. 1596–1612. URL: Link
Нефедова К.А., Маслакова Д.О. Оценка популярности торговых онлайн-площадок на потребительском рынке // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 7. С. 1265–1280. URL: Link
Когденко В.Г. Особенности анализа компаний цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 3. С. 424–438. URL: Link
Зенкина И.В. Бизнес-анализ и бизнес-аналитика: развитие в условиях цифровизации // Экономический анализ: теория и практика. 2023. Т. 22. Вып. 4. С. 646–671. URL: Link
Пласкова Н.С. Развитие методологии экономического анализа в цифровой экономике // Учет. Анализ. Аудит. 2018. № 2. С. 36–42. URL: Link
Пономаренко Н.Ш., Пожидаева Т.А., Ермошина Е.Э. Трансформация методологии экономического анализа и контроля в современных цифровых реалиях // Экономический анализ: теория и практика. 2024. Т. 23. Вып. 3. С. 461–476. URL: Link
Восканян Р.О. Особенности управления структурой капитала лидеров рынка электронной коммерции // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 5. С. 905–919. URL: Link
Бричук О.Б., Невская А.Д. Цифровизация предпринимательства как один из драйверов его роста // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 7. С. 1218–1230. URL: Link
Громов Н.Д., Сапрыкин Д.А. Существующие технологии иммерсивной реальности на современном рынке // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2021. № 4. URL: Link
Умаров Х.С. Новые форматы электронной коммерции с использованием иммерсивных технологий: перспективы и проблемы интеграции // Экономический анализ: теория и практика. 2022. Т. 21. Вып. 9. С. 1705–1731. URL: Link