Предмет. Поиск и удержание талантливых, высококвалифицированных сотрудников в процессе организации трудовых отношений. Цели. Определение ключевых направлений совершенствования системы поиска и отбора талантливых, высококвалифицированных сотрудников в условиях цифровой экономики. Методология. Использованы методы анализа, синтеза, обобщения и группировки. Результаты. Формирование трудовых отношений в современных условиях определяется необходимостью построения маркетинговой системы управления талантами в условиях цифровой экономики. Данные изменения являются ответом на внешние вызовы бизнес-среды, что обусловливает трансформацию стиля менеджмента, построение модели управления на основе концепции человекоцентричности. Описан цикл, формирующий маркетинговую систему управления талантами в условиях цифровизации. Проведен опрос представителей малого и среднего бизнеса для определения степени интеграции цифровых инструментов в маркетинговую систему управления талантами на рынке труда, что позволяет повысить степень вовлеченности сотрудников в деятельность компании, определить индивидуальную траекторию развития и стиль менеджмента. Выводы. Результаты исследования имеют практическую значимость для компании, поскольку определяют вектор развития трудовых отношений между сотрудниками и компанией. Направления трансформации маркетинговой системы управления талантами в условиях цифровой экономики фокусируют внимание компаний на ключевых направлениях, от внедрения которых зависит коммерческий успех.
Bartlett C.A., Ghoshal S. Managing Across Borders: The Transnational Solution. Harvard Business School Press, 1989.
Björkman I., Lervik J.E. Transferring HR practices within multinational corporations. Human Resource Management Journal, 2007, vol. 17, iss. 4, pp. 320–335. DOI: 10.1111/j.1748-8583.2007.00048.x
Ashton C., Morton L. Managing Talent for Competitive Advantage: Taking a Systemic Approach to Talent Management. Strategic HR Review, 2005, vol. 4, iss. 5, pp. 28–31. DOI: 10.1108/14754390580000819
Tarique I., Schuler R.S. Global talent management: Literature review, integrative framework, and suggestions for further research. Journal of World Business, 2010, vol. 45, iss. 2, 122–133. DOI: 10.1016/j.jwb.2009.09.019
Mellahi K., Collings D.G. The barriers to effective global talent management: The example of corporate elites in MNEs. Journal of World Business, 2010, vol. 45, iss. 2, pp. 143–149. DOI: 10.1016/j.jwb.2009.09.018
Stahl G.K., Björkman I., Farndale E. et al. Global Talent Management: How Leading Multinational Build and Sustain their Talent Pipeline. INSEAD Faculty and Research Working Paper, 2007, no. 2007/34/OB, 171 p.
Латуха М.О., Селивановских Л.В., Мицкевич Е.А. Практики управления талантливыми сотрудниками и поглощающая способность российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2019. № 1. С. 5–28. DOI: 10.21638/spbu18.2019.101 EDN: ZFANWH
Латуха М.О., Селивановских Л.В. Развитие талантливых сотрудников в российских компаниях: основные особенности и связь с результатами деятельности // Российский журнал менеджмента. 2016. № 14. С. 33–48. DOI: 10.21638/11701/spbu18.2016.302
Трофимова Н.Н. Стратегические аспекты внедрения талант-менеджмента в бизнес-процессы управления человеческими ресурсами наукоемкого предприятия // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2020. № 4. С. 50–55. EDN: JTIASD
Карташова Л.В., Бабынина Л.С., Фатеев М.А. Международные и российские тренды в управлении персоналом // Лидерство и менеджмент. 2025. Т. 12. № 3. С. 561–578. DOI: 10.18334/lim.12.3.122604 EDN: SMZTXV
Багиев Г.Л., Омаров М.М., Афанасьева Е.С. Маркетинг – освоение, переосмысление, перспективы // Проблемы современной экономики. № 2. С. 110–114. URL: Link EDN: SDOUBC
Одегов Ю.Г. Управление талантами – реальность современного менеджмента // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2020. № 1. С. 80–87. EDN: TKKURD
Кобозева Е.М., Мурадханова А.Р. Эффективность деятельности предприятия: сущность, оценка, факторы // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 4. № 6. С. 24–29. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2022.06.04.004 EDN: XCGCYX
Кобозева Е.М., Медведева И.Ю. Формирование стратегии достижения конкурентных преимуществ на рынке труда естественных монополий (по материалам ООО «Газпром добыча Краснодар») // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2024. № 2. С. 25–31. EDN: PAIRZB
Рябчикова Н.Н. Талант-менеджмент как необходимое направление развития человеческого капитала в агропромышленном кластере // Лидерство и менеджмент. 2021. Т. 7. № 3. С. 459–472. DOI: 10.18334/lim.7.3.110673 EDN: ELQMIE
Фирсова И.А., Балова С.Л. Особенности маркетинга персонала на рынке труда // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2020. № 4. С. 20–24. EDN: GZEKVD
Маркетинг в новой реальности: монография / под ред. В.В. Никишкина. М.: Русайнс, 2024. 618 с.
Маркетинг в цифровой экономике: теория и практика: монография / под ред. В.А. Бондаренко. М.: Перо, 2020. 247 с.
Молчанов Н.Н., Муравьева О.С., Пецольдт К. Data-Driven маркетинг как средство повышения эффективности маркетинговой кампании в цифровой экономике // Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы: монография / под ред. О.Н. Кораблевой и др. СПб.: Астерион, 2021. С. 173–196.
Шевченко Д.А. Комплекс цифрового маркетинга-микс: поиск и обоснование оптимальной теоретической конструкции // Экономические системы. 2022. Т. 15. № 4. С. 37–52. DOI: 10.29030/2309-2076-2022-15-4-37-52 EDN: MFINEG
Молчанов Н.Н., Дудаков Г.С. Технологии цифровизации каналов распределения: отношение нового поколения российских покупателей // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2021. Т. 31. № 6. С. 976–984. DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-6-976-984 EDN: UNEGQJ
Шевченко Д.А. Маркетинговые технологии в цифровой среде: поиски и решения // Современный маркетинг: экосистемные подходы, цифровизация и перспективы развития. М.: Русайнс, 2023. С. 187–199.
Маркетинг: проблемы, решения и перспективы / под ред. В.В. Никишкина. Т. 2. М.: Русайнс, 2022. 422 с.
Майорова К.С., Балашова Е.С. Цифровой переход промышленных предприятий в «smart» экосистему // Экономика промышленности. 2021. Т. 14. № 4. С. 433–444. DOI: 10.17073/2072-1633-2021-4-433-444 EDN: SUHDXY
Никишкин В.В., Бекетов А.Н., Широкова Н.А. Актуальные маркетинговые аспекты развития интернет-торговли // Экономика строительства. № 8. С. 4–19. URL: Link EDN: TCAICJ
Назаров А.Д., Товмасян Н.Д. Цифровой маркетинг как современный тренд // Московский экономический журнал. 2020. № 6. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10447 EDN: VFIEIL
Аренков И.А., Багиев Г.Л., Белокрылов К.А. и др. Предпринимательство и инновации: от предприятий к экосистемам: монография. СПб.: СПбГЭУ, 2023. 267 с.
Котлер Ф., Сетиаван А., Картаджайя Х. Маркетинг 5.0. Технологии следующего поколения. М.: Бомбора, 2022. 272 с.