Предмет. Конкуренция на олигополистических рынках может быть определена как процесс взаимовлияния компаний с учетом различных объемов информированности и принципов реагирования. Однако специфика информационных рынков, прежде всего в области существующей структуры затрат и особенностей бизнес-процессов, накладывают существенные ограничения на использование традиционных переменных вида «объем выпуска – цена». В работе обосновывается целесообразность введения новых стратегических переменных в виде объема активности по продвижению. С учетом особенностей используемых при этом технологий суммарный результативный выход для каждой компании должен быть определен не только через объем активности ее самой, но и с учетом издержек, зависящих от суммарного объема активности (что связано с возникающим давлением на рынок). Активность по продвижению в свою очередь напрямую связана с инвестициями. Цели. Авторское исследование преимуществ компании, являющейся лидером по рыночной доле, связанных как с имеющимся на информационных рынках сетевым эффектом, так и возможностью в определенной мере не реагировать на изменения в тех или иных действиях конкурентов. Методология. Использовался системный подход в качестве общеметодологического принципа решения взаимосвязанных задач моделирования. Результаты. На примере дуополистического рынка проанализированы возможные аспекты конкурентной стратегии компании – не-лидера по размеру рыночной доли в части возможностей достижения рыночного паритета путем соответствующих инвестиций. Показано, что учет существующей асимметрии в принятии решений и стремление компании-последователя изменить рыночные роли может входить в противоречие с условиями сохранения финансовых показателей, если коэффициент эффективности инвестиций в мощности по продвижению недостаточно высок. Выводы. Если эффективность инвестиций не обеспечивает необходимого уровня результативности продвижения, то данная бизнес-стратегия в целом не является выгодной для компании-последователя.
Розанова Н.М. Конкурентные взаимодействия в отрасли информационных технологий: мировой опыт и Россия // Вопросы экономики. 2009. № 10. С. 91–106. DOI: 32609/0042-8736-2009-10-91-106 EDN: KYKEAV
Самойлова И.А. Специфика рынка информационно-правового обеспечения как перспективного объекта математического моделирования // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 127–131. EDN: ZUKWEG
Самойлова И.А. Математическая модель активного сбыта на конкурентном рынке абонентских услуг // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 12. С. 307–312. EDN: DKEFFT
Селиверстов Д.А. Стратегическое предотвращение входа фирм на рынок: обзор моделей // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 5. С. 209–232. DOI: 24833/2071-8160-2017-5-56-209-232 EDN: ZTWOYZ
Fudenberg D., Tirole J. The Fat-Cat Effect, the Puppy-Dog Ploy and the Lean and Hungry Look. The American Economic Review, 1984, vol. 74, iss. 2, pp. 361–368.
Fudenberg D., Tirole J. Pricing a Network Good to Deter Entry. The Journal of Industrial Economics, 2000, vol. 48, iss. 4, pp. 373–390. DOI: 10.1111/1467-6451.00129
Дементьев В.Е. Стратегия опережения в условиях олигопольной конкуренции на рынках новой продукции // Теория и практика институциональных преобразований в России. М.: ЦЭМИ РАН, 2008. С. 5–10.