+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Влияние инвестиций на асимметрию принятия решений на олигополистических информационных рынках

ВЫПУСК 6, ИЮНЬ 2025

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 10.03.2025

Одобрена: 07.04.2025

Доступна онлайн: 17.06.2025

Рубрика: ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА

Коды JEL: L13, L86, O30

Страницы: 100-113

https://doi.org/10.24891/pfslwf

Ирина Александровна САМОЙЛОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры промышленной логистики (ИБМ-3), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация 
irinas@bmstu.ru

https://orcid.org/0009-0001-9492-1550
SPIN-код: 3897-0658

Предмет. Конкуренция на олигополистических рынках может быть определена как процесс взаимовлияния компаний с учетом различных объемов информированности и принципов реагирования. Однако специфика информационных рынков, прежде всего в области существующей структуры затрат и особенностей бизнес-процессов, накладывают существенные ограничения на использование традиционных переменных вида «объем выпуска – цена». В работе обосновывается целесообразность введения новых стратегических переменных в виде объема активности по продвижению. С учетом особенностей используемых при этом технологий суммарный результативный выход для каждой компании должен быть определен не только через объем активности ее самой, но и с учетом издержек, зависящих от суммарного объема активности (что связано с возникающим давлением на рынок). Активность по продвижению в свою очередь напрямую связана с инвестициями.
Цели. Авторское исследование преимуществ компании, являющейся лидером по рыночной доле, связанных как с имеющимся на информационных рынках сетевым эффектом, так и возможностью в определенной мере не реагировать на изменения в тех или иных действиях конкурентов.
Методология. Использовался системный подход в качестве общеметодологического принципа решения взаимосвязанных задач моделирования.
Результаты. На примере дуополистического рынка проанализированы возможные аспекты конкурентной стратегии компании – не-лидера по размеру рыночной доли в части возможностей достижения рыночного паритета путем соответствующих инвестиций. Показано, что учет существующей асимметрии в принятии решений и стремление компании-последователя изменить рыночные роли может входить в противоречие с условиями сохранения финансовых показателей, если коэффициент эффективности инвестиций в мощности по продвижению недостаточно высок.
Выводы. Если эффективность инвестиций не обеспечивает необходимого уровня результативности продвижения, то данная бизнес-стратегия в целом не является выгодной для компании-последователя.

Ключевые слова: олигополистическая конкуренция, информационные рынки, олигополия Курно, олигополия Штакельберга

Список литературы:

  1. Розанова Н.М. Конкурентные взаимодействия в отрасли информационных технологий: мировой опыт и Россия // Вопросы экономики. 2009. № 10. С. 91–106.
    DOI: 32609/0042-8736-2009-10-91-106 EDN: KYKEAV
  2. Самойлова И.А. Специфика рынка информационно-правового обеспечения как перспективного объекта математического моделирования // Проблемы экономики
    и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 127–131. EDN: ZUKWEG
  3. Самойлова И.А. Математическая модель активного сбыта на конкурентном рынке абонентских услуг // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 12. С. 307–312.
    EDN: DKEFFT
  4. Селиверстов Д.А. Стратегическое предотвращение входа фирм на рынок: обзор моделей // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 5. С. 209–232.
    DOI: 24833/2071-8160-2017-5-56-209-232 EDN: ZTWOYZ
  5. Fudenberg D., Tirole J. The Fat-Cat Effect, the Puppy-Dog Ploy and the Lean and Hungry Look. The American Economic Review, 1984, vol. 74, iss. 2, pp. 361–368.
  6. Fudenberg D., Tirole J. Pricing a Network Good to Deter Entry. The Journal of Industrial Economics, 2000, vol. 48, iss. 4, pp. 373–390. DOI: 10.1111/1467-6451.00129
  7. Дементьев В.Е. Стратегия опережения в условиях олигопольной конкуренции на рынках новой продукции // Теория и практика институциональных преобразований
    в России. М.: ЦЭМИ РАН, 2008. С. 5–10.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

ВЫПУСК 7
ИЮЛЬ 2025

Другие номера журнала