Состояние бюджетной системы как отражение необходимости структурной модернизации и обеспечения технологического суверенитета нефтегазовой отрасли России.
Олег Владимирович ШИМКОкандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора энергетической политики, Центр инновационной экономики и промышленной политики, Институт экономики Российской академии наук (ИЭ РАН), Москва, Российская Федерация shima_ne@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-0779-7097 SPIN-код: 7599-9637
Предмет. Консолидированный и федеральный бюджеты России за 2017–2024 гг. Цели. Установление текущего состояния дел в бюджетной системе и определение актуальности действующей налоговой политики в отношении нефтегазовых доходов в условиях экономических санкций. Методология. Использованы методы сравнительного анализа и обобщения документов бюджетной системы. Результаты. Установлено, что необходимо обеспечить достоверное прогнозирование в рамках всей бюджетной системы, где нефтегазовые доходы до сих пор играют важную роль в обеспечении сбалансированности, пересмотреть основные инструменты налогообложения нефтегазовой отрасли для развития нефтепереработки и нефтегазохимии. Определено, что цена на нефть марки Urals является одним из ключевых инструментов формирования доходов и обеспечения сбалансированности всей бюджетной системы. Установлено, что налоговый маневр до сих пор не способствовал ощутимому повышению глубины переработки нефти в стране и представляет собой довольно ограниченный механизм ручного управления, а правила расчета налогов на добычу полезных ископаемых и дополнительный доход от добычи углеводородного сырья весьма замысловаты. Выявлено, что цена нефти марки Urals и курс рубля от действий государства в полной мере не зависят, пополнение Фонда национального благосостояния затруднено, доступ к внешним источникам финансирования дефицита у страны ограничен, а привлечение средств за счет внутренних займов представляется довольно дорогостоящим. Выводы. Особую значимость приобретает достоверное прогнозирование на уровне всей бюджетной системы, снижение нефтегазовой зависимости. Необходимо произвести корректировку связанных с нефтегазовыми доходами статей Налогового кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе».
Кольцова А.А., Старобинская Н.М., Яковлева Т.В. Перспективы налогового стимулирования развития экономики России // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1. С. 52–60. DOI: 25683/VOLBI.2023.62.517 EDN: TISMXP
Храмченко А.А., Черная О.А., Титова Т.А., Ткачева Д.В. Бюджет Российской Федерации как инструмент экономического развития // Вестник Академии знаний. 2021. № 43(2). С. 443–448. DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11112 EDN: SKSRAF
Ольховик В.В. Анализ формирования информации об источниках доходов Российской Федерации и направления ее совершенствования // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 11. DOI: 10.34755/IROK.2021.51.99.046 EDN: SOECUV
Маркина С.А., Брусенцева Ю.А. Совершенствование исполнения бюджетов органами федерального казначейства // Управленческий учет. 2023. № 4. С. 127–136. DOI: 10.25806/uu42023127-136 EDN: DDKEWP
Сорока Д.П., Рогова Т.М., Лавриненко Е.Н. Концептуальные основы развития бюджетного контроля отражения доходов государственного бюджета в условиях макроэкономической турбулентности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 4. № 12. С. 22–30. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.12.04.003 EDN: VNSWOJ
Сорока Д.П., Рогова Т.М., Лавриненко Е.Н. Факторы стабилизации доходов государственного бюджета в условиях макроэкономической турбулентности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 5. № 10. С. 137–150. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.10.05.014 EDN: SLDQHY
Лазарова Л.Б., Уртаев К.О. Особенности формирования доходов и расходов федерального бюджета в условиях пандемии // Фундаментальные исследования. 2023. № 7. С. 34–38. DOI: 10.17513/fr.43478 EDN: ETQJRN
Мигел А.А., Мамедова Н.Х., Неведомская Ю.Л., Кузнецова А.А. Влияние санкций на нефтяные доходы и таможенные платежи в бюджет РФ: выводы и решения // Вестник Академии знаний. 2024. № 3. С. 327–331. EDN: MDAWRQ
Зотиков Н.З. Финансовая устойчивость федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях западных санкций // Вестник университета. 2024. № 2. С. 151–163. DOI: 10.26425/1816-4277-2024-2-151-163 EDN: DPNUIU
Таштамиров М.Р. Влияние доходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты дотационным регионам // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 4-3. С. 80–86. DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10340 EDN: EAZOOV
Беилин И.Л. Оценка влияния нефтегазовых доходов на структуру и динамику инвестиций в основной капитал региона (на примере Приволжского федерального округа) // Проблемы развития территории. 2021. Т. 25. № 4. С. 119–138. DOI: 10.15838/ptd.2021.4.114.7 EDN: BFIDOA
Зотиков Н.З. Бюджеты субъектов Российской Федерации как финансовая основа их экономической безопасности // Вестник университета. 2022. № 9. С. 120–130. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-9-120-130 EDN: UOPXJM
Юмаев М.М. Налоговая политика в отношении нефтегазового сектора Российской Федерации в условиях структурных изменений мировой экономики // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 1. С. 152–162. DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-1-152-162 EDN: ZOHJAU
Сафонова Т.Ю. Эволюция налогообложения в нефтегазовой отрасли // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 11. С. 2757–2790. DOI: 10.18334/epp.10.11.111163 EDN: TNGWKI
Измайлова М.О. Налог на добычу полезных ископаемых: место и роль в налоговой системе Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2022. № 3. С. 53–68. DOI: 10.7256/2454-065X.2022.3.33881 EDN: KCZTVP
Логвинов К.Д., Семенова Г.Н. Налог на добычу полезных ископаемых как одна из основных проблем развития нефтегазового сектора экономики России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 8. № 4. С. 132–139. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.04.08.019 EDN: LHKWYH
Семенова Г.Н. Введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья как завершающий налоговый маневр в нефтегазовой сфере // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 3. С. 41–45. DOI: 10.34684/ek.up.p.r.2020.03.03.007 EDN: CGKPGD