+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Дайджест-Финансы»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Elibrary.ru
East View Information Services
University Library Online
Rucont


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Бюджетно-налоговая децентрализация в системе управления общественными финансами

т. 21, вып. 1, март 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 08.12.2015

Одобрена: 09.02.2016

Доступна онлайн: 18.03.2016

Рубрика: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Страницы: 2-13

Игонина Л.Л. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика и финансы», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Краснодарский филиал, Краснодар, Российская Федерация 
LLIgonina@fa.ru

Предмет. Задачи системных преобразований бюджетной сферы, направленных на достижение устойчивой хозяйственной динамики и повышение качества жизни населения, определяют необходимость обеспечения долгосрочной сбалансированности социально?экономического развития территорий, что актуализирует научную разработку проблемы бюджетно-налоговой децентрализации и ее роли в системе управления общественными финансами.
     Цели. Целью работы является выявление роли бюджетно-налоговой децентрализации в системе управления общественными финансами, ее специфики в российской экономике и обоснование необходимости повышения эффективности бюджетно-налоговой децентрализации.
     Методология. При помощи методов ситуационного, компаративного и финансового анализа в работе исследованы проблемы децентрализации бюджетно-налоговой системы, особенности протекания и пути повышения эффективности бюджетно-налоговой децентрализации в процессе бюджетного реформирования в России.
     Результаты. На основе обобщения теоретических подходов выявлено содержание тенденции децентрализации в бюджетно-налоговой сфере, детерминированной необходимостью реализации функций государства по производству общественных благ и его оптимизации путем выделения децентрализованно предоставляемых локальных общественных благ и их финансового обеспечения. Показаны положительные и отрицательные эффекты бюджетно-налоговой децентрализации, возникающие в силу противоречивости триады целей экономической эффективности, социальной справедливости и макроэкономической стабильности. Раскрыты особенности реализации бюджетно-налоговой децентрализации в российской экономике, определены ключевые направления повышения ее эффективности.
     Выводы. Концептуальная модель эффективной бюджетно-налоговой децентрализации будет способствовать решению задач последовательного формирования стимулов для субнациональных властей, инициирующего эффективное и ответственное управление общественными финансами. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методического базиса разработки бюджетно-налоговой политики, концепций и программ межбюджетного регулирования.

Ключевые слова: бюджетно?налоговая система, децентрализация, общественные финансы, региональные бюджеты

Список литературы:

  1. Oates W. An Essay on Fiscal Federalism // Journal of Economic Literature. 1999. Vol. 37. Iss. 3. Р. 1120–1149.
  2. Rodden J. Comparative Federalism and Decentralization: On Meaning and Measurement // Comparative Politics. 2004. Vol. 36. No. 4. Р. 481–500.
  3. Samuelson P.A. Diagrammatic Exposition of a Theory of Public Expenditure // The Review of Economics and Statistics. 1955. Vol. 37. Iss. 4. Р. 350–356.
  4. Arrow K. The Organization of Economic Activity: Issues Pertinent to the Choice of Market Versus Non-Market Allocation. In The Analysis and Evaluation of Public Expenditures: The PPB System, Joint Economic Committee. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1970. Vol. I. Р. 59–73.
  5. Musgrave R. The Theory of Public Finance: A Study in Public Economics. New York: McGraw-Hill, 1959. 480 p.
  6. Tiebout Ch. A Pure Theory of Local Expenditures // Journal of Political Economy. 1956. Vol. 64. № 5. P. 416–424.
  7. Brennan G., Buchanan J. The Power to Tax: Analytical Foundations of a Fiscal Constitution. Cambridge: Cambridge University Press, 1980. 242 p.
  8. Weingast B. The Theory of Comparative Federalism and the Emergence of Economic Liberalisation in Mexico, China, and India. Mimeo, Stanford University, 2000. URL: Link.
  9. Monitola G., Qian Y., Weingast B. Federalism, Chinese Style: The Political Basis for Economic Success in China // World Politics. 1995. Vol. 48. Iss. 1. P. 50–81.
  10. Bahl R. Implementation Rules for Fiscal Decentralization. Atlanta: Georgia State University, 1999. Working Paper Series, № 9901. URL: Link.
  11. Weingast B. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development // Journal of Law, Economics, & Organization. 1995. № 11(1). Р. 1–31.
  12. Khaleghian Р. Decentralization and Public Services: The Case of Immunization. The World Bank Development Research Group. 2003. doi: dx.doi.org/10.1596/1813-9450-2989
  13. Rodden J. Reviving Leviathan: Fiscal Federalism and the Growth of Government // International Organization. 2003. Vol. 57. Iss. 4. Р. 695–729.
  14. Oates W.E. Toward A Second-Generation Theory of Fiscal Federalism // International Tax and Public Finance. 2005. № 12(4). Р. 349–373.
  15. Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Межбюджетные отношения в России: необходимость налогово-бюджетной автономии субнациональных властей. Париж: ОЭСР. 2001. URL: Link.
  16. Oates W. Fiscal Federalism. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1972. 280 p.
  17. Dewatripont M., Maskin E. Credit and Efficiency in Centralized and Decentralized Economies // The Review of Economic Studies. 1995. № 62(4). Р. 541–555.
  18. Игонина Л.Л. Принципы организации муниципальных финансов // Финансы. 2003. № 8. С. 15–19.
  19. Prud'homme R. The Dangers of Decentralization // The World Bank Research Observer. 1995. № 10(2). Р. 201–220.
  20. Tanzi V. Some Politically Incorrect Remarks on Decentralization and Public Finance. In Dethier J.J. Governance, Decentralization and Reform in China, India and Russia. Boston: Kluwer Academic Publishers, 2000. Р. 47–64.
  21. Le Houerou H.N. Climate Change, Drought and Desertification // Journal of Arid Environments. 1996. Vol. 34. Iss. 2. Р. 133–185.
  22. Ларина С.Е. Бюджетная децентрализация: теория, методология и опыт реализации в Российской Федерации. М.: Наука, 2009. 240 с.
  23. Развитие бюджетного федерализма: международный опыт и российская практика / Общ. Ред. М. де Сильвы, Г. Курляндской; Науч. ред. Центр фискальной политики. М.: Изд-во «Весь Мир», 2006. 464 с.
  24. Морозова Е.А. Фискальная децентрализация и методологические основы взаимодействия различных уровней власти в федеративных государствах // Вопросы экономики и права. 2011. № 10. С. 161–166.
  25. Blanchard O., Shleifer A. Federalism with and without Political Centralization. China versus Russia // IMF Staff Papers. 2001. Vol. 48. Iss. 4. Р. 171–179.
  26. De Mello L.Jr. Fiscal Decentralization and Intergovernmental Fiscal Relations: A Cross-Country Analysis // World Development. 2000. № 28(2). Р. 365–380.
  27. Parikh S., Weingast B. A Comparative Theory of Federalism: India // Virginia Law Review. 1997. № 83(7). Р. 1593–1615.
  28. Игонина Л.Л. О подходах к оценке эффективности бюджетно-налоговой политики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3-1. С. 54–58.
  29. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Институт экономики РАН, 2004. 130 с.
  30. Журавская Е.А. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. М.: ИНФРА-М, 2005. 368 с.
  31. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития: монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 415 с.
  32. Bird R. Rethinking Subnational Taxes: A New Look at Tax Assignment. IMF Working Paper. 1999. № WP/99/165. URL: Link.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9438 (Online)
ISSN 2073-8005 (Print)

Свежий номер журнала

т. 27, вып. 2, июнь 2022

Другие номера журнала