+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Подходы к оценке конкурентного влияния небанковских субъектов конкуренции на банковскую конкурентную среду России

т. 8, вып. 11, март 2015

PDF  PDF-версия статьи

Доступна онлайн: 15.03.2015

Рубрика: РИСКИ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА

Страницы: 37-54

Эзрох Ю.С. кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры банковского дела, Новосибирский государственный университет экономики и управления 
ezroh@rambler.ru

Предмет/тема. В статье обоснована необходимость анализа конкурентного влияния небанковских субъектов конкуренции на банковскую конкурентную среду России. Это определяет формирование специального методического подхода и проведение апробационных расчетов. Цели/задачи. Исследование призвано определить нынешнюю степень названного влияния как базиса для принятия решений по смягчению негативных последствий. Методология. В работе на основе синтеза научных сведений из работ ведущих экономистов в области изучения банковской конкуренции и конкурентоспособности предлагается и обосновывается методический подход, предусматривающий использование теоретических и эмпирических методов. Результаты. Апробационные расчеты в рамках сформированного методического подхода доказывают наличие несущественного влияния лизинговых и факторинговых компаний на банковскую конкурентную среду России, что объясняется незначительными объемами рынков соответствующих услуг (по сравнению с сегментом банковского кредитования) и наличием значительного опосредованного банковского влияния на субъекты соответствующих рынков. Влияние небанковских кредитных организаций несущественно по причине небольшого количественного состава и низкой капитализации. При этом в среднесрочной перспективе воздействие платежных небанковских кредитных организаций может увеличиться. Влияние небанковских субъектов фондового рынка незначительно по причине преимущественно банковского участия в облигационном сегменте (продукт - заменитель банковского кредита), отсутствия обращения облигаций малых и средних компаний, малого числа небанковских участников. Значительное отрицательное влияние оказывают микрофинансовые организации, стимулирующие переток нестандартных клиентов, которые, дополнительно ухудшив свою кредитную историю, теряют перспективы привлечения банковских кредитов. Вывод. Сделано заключение о необходимости ограничения деятельности микрофинансовых организаций для минимизации отрицательного эффекта на банковскую конкурентную среду России.

Ключевые слова: банк, банковская конкурентная среда, небанковский субъект, конкурентность, конкуренция

Список литературы:

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: Омега-Л, 2005. 675 с.
  2. Бондарева Ю.Э., Кашеваров А.Б. Конкуренция в банковском секторе // Банковское дело. 2010. № 12. С. 48–52.
  3. Ермак А. Рынок субфедеральных облигаций: основные итоги 2013 года и перспективы // Финансы городов и регионов. 2014. № 2. С. 63–68.
  4. Колкарева Э.Н., Родин Д.Я. Симонян Н.Н. Банковская конкуренция как фактор формирования инновационного финансового поведения региональных банковских структур // Финансы и кредит. 2010. № 2. С. 45–52.
  5. Лутошкина Н.К. Банковская конкуренция и конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика // Финансы и кредит. 2011. № 46. С. 50–53.
  6. Мамонов М.Е. Неструктурный подход к оценке уровня конкуренции в российском банковском секторе // Банковское дело. 2010. № 11. С. 17–24.
  7. Мехряков В.Д. Методологические основы конкуренции на региональном рынке банковских услуг // Банковское дело. 2001. № 1. С. 18–25.
  8. Михайлова М.В. Роль конкурентной стратегии современного коммерческого банка // Финансы и кредит. 2008. № 36. С. 51–54.
  9. Моисеев С.РУБ. Оптимальная структура банковского рынка: сколько банков нужно России // Финансы и кредит. 2006. № 23. С. 2–13.
  10. Неретина Е.А., Солдатова, Е.В. Клиентоориентированный подход к управлению коммерческим банком // Финансы и кредит. 2012. № 7. С. 2–14.
  11. Овчинникова О.П. Самсонова Е.К. Конкуренция на рынке банковских услуг: виды основных проблем и модель оценки конкурентной среды // Финансы и кредит. 2006. № 29. С. 5–10.
  12. Паит И.Я. Оценка конкурентоспособности банковских продуктов на рынке корпоративного кредитования // Банковское дело. 2009. № 11. С. 72–76.
  13. Парусимова Н.И. Этапы развития посредничества российских банков. URL: Link.
  14. Рожков М.Н., Красильникова Е.И. Разработка модели конкурентоспособности кредитных услуг банка // Банковское дело. 2007. № 9. С. 68–71.
  15. Рожков Ю.В., Бойчук П.Г. Денежная эмиссия и конкурентоспособность региона // Сибирская финансовая школа. 2007. № 9. С. 118–122.
  16. Рыкова И.Н., Чернышева А.А. Электоральные факторы, определяющие конкурентоспособность банковских услуг // Финансы и кредит. 2003. № 23. С. 63–69.
  17. Савельева Н.К. Методология управления формами и методами ценовой и неценовой конкуренции // Финансы и кредит. 2014. № 10. С. 36–41.
  18. Сведенцев В.А. Особенности конкуренции на рынке розничных кредитных продуктов // Банковское дело. 2010. №11. С. 28–29.
  19. Семенычев Е.В. Павлова, К. Э. Методика оценки уровня региональной конкуренции в банковской сфере // Финансы и кредит. 2008. № 14. С. 11–18.
  20. Суржко А.В. Банковская система и рынок ценных бумаг: конкуренция в условиях конвергенции // Финансы и кредит. 2007. № 29. С. 5–10.
  21. Сысоева Е.Ф. Кретова, Н.А. Банковская конкуренция и необходимость ее развития в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2013. № 25. С. 12–21.
  22. Хандруев А.А., Чумаченко, А.А. Конкурентная среда и модернизация структуры российского банковского сектора // Банковское дело. 2010. № 1. С. 6–13.
  23. Чернова С.А. Алиева М.Ю. К вопросу о сущности банковской конкуренции и конкурентоспособности // Финансы и кредит. 2012. № 23. С. 14–21.
  24. Черных С.И. Банковская конкуренция и концентрация капитала // Финансы и кредит. 2007. № 1. С. 20–27.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 15, вып. 3, сентябрь 2022

Другие номера журнала