«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Бюджетные риски и бюджетные ошибки

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»
т. 8, вып. 12, март 2015

Доступна онлайн: 31.03.2015

Рубрика: РИСКИ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА

Страницы: 15-24

Гамукин В.В. кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Тюменский государственный университет, Тюмень, Российская Федерация 
valgam@mail.ru

Предмет/тема. События, происходящие в отечественной экономике в 2014-2015 гг., максимально обострили вопрос о способности прогнозирования бюджетных рисков сложившейся системой государственного управления. Текущая ситуация с бюджетами в России складывается под воздействием целой системы бюджетных рисков.
     Цели/задачи. Целью исследования является анализ бюджетных рисков и бюджетных ошибок. Необходимо отметить следующие риски: риск, сопутствующий традиционным финансовым и хозяйственным операциям; риск инфляции; риск дискретности контроля; риск снижения платежеспособности налогоплательщиков; риск политической конъюнктуры; риск ритмичности поступлений и платежей; риск структуры доходов бюджета; риск структуры расходов бюджета; риск несбалансированности бюджета; риск зависимости от внешних источников; риск ошибки; риск объективной непредсказуемости ситуации; риск экономического кризиса; риск коррупции; риск развития бюджета.
     Методология. Для оценки риска ошибки необходимо убедиться в наличии общелогических ошибок при оценке бюджетных рисков. В предложенной работе проведен анализ 27 таких ошибок применительно к российской практике составления и исполнения бюджетов.
     Результаты. Выявлено наличие всех вариантов ошибок. Предложены идеальные параметры несуществующего бюджета. Он должен прогнозироваться и планироваться с привлечением широкого круга экспертов. Проект бюджета должен обсуждаться в условиях реальной коллегиальности. Все прогнозируемые налоговые и неналоговые поступления должны безукоризненно производиться в соответствии с принятым графиком платежей. Аналогично должны производиться все запланированные расходы. Должен быть полностью исключен фактор коррупции. Не должно происходить никаких неожиданных событий или катастроф.
     Выводы, значимость. Сделан вывод о том, что реальные бюджеты формируются и исполняются в реальных условиях и всегда будут иметь риски. Поэтому основная задача органов власти и управления заключается не в том, чтобы стремиться к идеальным бюджетным условиям, а в том, чтобы уметь управлять бюджетом с сохраняющимся уровнем бюджетного риска.

Ключевые слова: бюджетный риск, феномен ошибки, измерение бюджетных показателей

Список литературы:

  1. Агеева В.Н., Постников В.П. Об учете рисков при формировании региональных бюджетов // Финансы и кредит. 2013. № 38. С. 52–56.
  2. Айвазов А.А. Бюджетные риски и их влияние на финансовую устойчивость региона // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1. С. 325–327.
  3. Аюпова С.Г. Эффективность управления бюджетным риском в регионе в условиях российского капитализма // Новый университет. 2013. № 12. С. 55–58.
  4. Галухин А.В. Оценка рисков поступления доходов консолидированных бюджетов регионов Северо-Западного федерального округа // Управление риском. 2014. № 4. С. 23–28.
  5. Горохова Д.В. Управление бюджетными рисками субъектов РФ: современный взгляд и перспективы развития // Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 55–62.
  6. Гребенникова В.А., Степанова Е.А. Совершенствование взаимоотношений между РФ и субъектами РФ (муниципальными образованиями) в целях снижения рисков для доходов территориальных бюджетов // Финансы и кредит. 2010. № 46. С. 30–34.
  7. Гребенникова В.А., Степанова Е.А. Управление бюджетными рисками: миф или реальность? // Terra Economicus. 2010. № 3. Т. 8. С. 119–125.
  8. Ермакова Е.А. Проблемы управления региональными бюджетными рисками // Региональная экономика. Юг России. 2013. № 1. С. 35–41.
  9. Зотова А.И., Кириченко М.В., Коробко С.А. Риск-ориентированный подход к организации бюджетного процесса на субфедеральном уровне // Финансы и кредит. 2014. № 39. С. 21–29.
  10. Истомина Н.А. Результатный подход в бюджетной сфере в контексте бюджетных рисков // Финансовая аналитика: проблем и решения. 2014. № 42. С. 56–67.
  11. Коробко С.А. Система управления рисками бюджетного процесса субъекта РФ // Terra Economicus. 2012. № 3. Т. 3. С. 54–58.
  12. Никулина Е.В., Федюшина И.Г. Характеристика бюджетных рисков: экономическая сущность и мероприятия по их минимизации // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 411–413.
  13. Паздникова Н.П., Кочарян А.А. Методические аспекты оценки бюджетных рисков региона // Российское предпринимательство. 2014. № 15. С. 4–12.
  14. Паздникова Н.П., Шипицина С.Е. Стресс-тестирование в управлении бюджетными рисками региона // Экономика региона. 2014. № 3. С. 208–217.
  15. Петухов Г.Б., Якунин В.И. Методологические основы проектирования целенаправленных процессов и целеустремленных систем. М.: АСТ, 2006. 504 c.
  16. Погорелова И.В., Зенченко С.В. Анализ риска регионального финансового потенциала: теоретико-методические аспекты исследования // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 3. С. 87–91.
  17. Сатаев М.У. Бюджетные риски, обусловленные финансово-бюджетной политикой субъекта РФ (муниципального образования) // Финансы и кредит. 2010. № 43. С. 63–67.
  18. Степанова Е.А. О некоторых аспектах совершенствования налогового законодательства с целью снижения бюджетных рисков // Финансы. 2010. № 10. С. 76–77.
  19. Ткачева Т.Ю., Афанасьева Л.В., Белоусова С.Н. Управление бюджетными рисками на региональном уровне с использованием экономико-математических методов оценки // Концепт. 2014. № 20. С. 981–985.
  20. Турчин А.В. О возможных причинах недооценки рисков гибели человеческой цивилизации // Проблемы управления рисками и безопасностью: труды Института системного анализа РАН. Т. 31. С. 266–305.
  21. Фридман М. Капитализм и свобода / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.
  22. Ширяев В.И. Модели финансовых рынков. Оптимальные портфели, управление финансами и рисками. М.: Либроком, 2009. 216 с.
  23. Юшкин С.Н. Специфика бюджетных рисков территории и пути их минимизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1. С. 189–194.
  24. Якупов З.С. О бюджетных рисках при формировании налоговой политики России // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. Т. 10. С. 103–108.
  25. Янов В.В. Бюджетные риски муниципального образования в стратегии регионального развития // Экономика и управление: проблемы и решения. 2014. № 8. С. 138–141.
  26. Янов В.В. Бюджетные риски муниципальных образований: содержание методов оценки // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2011. № 2. С. 324–327.
  27. Янов В.В. Субстанция бюджетного риска: теоретико-методологические аспекты // Сибирская финансовая школа. 2012. № 6. С. 96–101.
  28. European Commission Directorate-General Taxation and Customs Union. Risk-management Guide for Tax Administrations. 2006.
  29. Pulay G. Máté J., Németh I., Zelei A. Budgetary Risks of Monetary Policy with Special Regard to the Debt Rule // Public Finance Quarterly. 2013. № 1. Vol. 58. P. 11–34.
  30. Schilperoort W. Wierts P. Illuminating Budgetary Risks: The role of stress testing. // OECD Journal on Budgeting. 2012. № 3. Vol. 12. P. 1–18.
  31. Sprinkle G. Williamson M., Upton D. The effort and risk-taking effects of budget-based contracts // Accounting, Organizations and Society. 2008. № 4–5. Vol. 33. P. 436–452.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 11, вып. 3, сентябрь 2018

Другие номера журнала