+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Территории опережающего развития: высокие риски и необходимость активной отраслевой государственной политики

т. 8, вып. 16, апрель 2015

PDF  PDF-версия статьи

Доступна онлайн: 01.05.2015

Рубрика: Экономическая политика

Страницы: 58-68

Смирнов М.А. кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Центра отраслевой экономики, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация 
smirnov@nifi.ru

Предмет/тема. Для оптимизации процесса становления нового института территориального развития России необходимо провести анализ рисков и возможностей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
     Цель/задачи. Целью статьи является анализ рисков государства в создании ТОСЭР на Дальнем Востоке.
     Методология. Исследование основывается на изучении нормативно-правовых актов, рабочей документации отдельных проектов, предполагающихся к реализации в ТОСЭР, а также на практике взаимодействия автора с участниками этого процесса (резидентами, представителями региональных и федеральных органов власти, экспертами).
     Результаты.
Создание ТОСЭР, по мнению автора, способно придать определенный импульс развитию экономики дальневосточных регионов. Основные выгоды для резидентов ТОСЭР - это существенные налоговые льготы, финансирование инфраструктуры за счет бюджетных средств, таможенные преференции, миграционные преференции, а также возможность тесного взаимодействия с государством через институт управляющей компании. Однако риски государства в ТОСЭР довольно высоки. В первую очередь они связаны с эффективностью расходов на инфраструктуру и регулированием деятельности управляющей компании ТОСЭР. Кроме того, ограниченные возможности федерального бюджета по возмещению выпадающих доходов региональных и муниципальных бюджетов. При этом вероятность реализации этих и иных рисков возрастает из-за чрезвычайного режима разработки и редакции нормативных актов, технико-экономических обоснований проектов.
     Выводы/значимость. Чтобы минимизировать риски, автор полагает, что необходимо рассматривать ТОСЭР как специальную среду для реализации государственных задач, а не как самоцель. Соответственно, государственные задачи необходимо публично сформулировать в отраслевом контексте и разработать программу их решения с использованием как потенциала ТОСЭР, так и поддерживающих мероприятий, некоторые из которых были рассмотрены в статье.

Ключевые слова: территория опережающего развития, особая экономическая зона, зона территориального развития, отраслевая политика, инфраструктурный проект

Список литературы:

  1. Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Денисова О.Ю. Эволюция научных взглядов на теорию размещения производительных сил // Экономика региона. 2014. № 2. С. 21–32.
  2. Бакланов П.Я. Заметки по поводу статьи А.Н. Пилясова «Новая экономическая география (НЭГ) и ее потенциал для изучения размещения производительных сил России» // Региональные исследования. 2012. № 2. С. 166–172.
  3. Бакланов П.Я. Продолжаем дискуссию (по ответу А.Н. Пилясова на заметки П.Я. Бакланова по поводу статьи А.Н. Пилясова о работах П. Кругмана) // Региональные исследования. 2012. № 4. C. 148–151.
  4. Бакланов П.Я. Территории опережающего развития: понятие, структура, подходы к выделению // Региональные исследования. 2014. № 3. С. 12–19.
  5. Бухвальд Е.М. Институты развития и новые приоритеты региональной политики в России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 108–114.
  6. Волокитина Ю.В. Повышение инвестиционной привлекательности ОЭЗ путем совершенствования правового взаимодействия субъектов ОЭЗ // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5. С. 279–281.
  7. Гареев Т.Р. Экономическое зонирование: классические и институциональные аспекты развития (на примере ОЭЗ в Калининградской области) // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3. С. 70–90.
  8. Громова Е.А. О признании недействительными некоторых сделок резидента особой экономической зоны // Юрист. 2014. № 11. С. 27–30.
  9. Дерюгин А.Н., Назаров В.С., Мамедов А.А. Формирование консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в среднесрочной перспективе: проблемы и решения // Финансовый журнал. 2014. № 3. С. 5–19.
  10. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Россия, которую мы обрели: исследуя пространство на микроуровне. М.: Новый хронограф, 2013. 548 с.
  11. Княгинин В., Щедровицкий П. Промышленная политика России. Кто оплатит издержки глобализации. М.: Европа, 2005. 160 с.
  12. Лычагина М.С. Проблемы фирмы как резидента ОЭЗ ТВТ (ТВЗ). URL: Link.
  13. Нилов К.Н. Проблемы повышения эффективности правового режима особой экономической зоны в Калининградской области. URL: Link.
  14. Пилясов А.Н. Ответ на заметки П.Я. Бакланова по поводу статьи А.Н. Пилясова «Новая экономическая география (НЭГ) и ее потенциал для изучения размещения производительных сил России» // Региональные исследования. 2012. № 3. С. 146–150.
  15. Пилясов А.Н. По гамбургскому счету (ответ на статью П.Я. Бакланова «Продолжаем дискуссию») // Региональные исследования. 2013. № 2. С. 125–134.
  16. Праскова С.В. Российская модель территориальной организации: к вопросу о наличии федеральных территориальных единиц // Академический юридический журнал. 2014. № 4. С. 13–25.
  17. Рыкова И.Н., Кораблев Д.В. Приоритизация государственной политики развития Дальнего Востока // Финансовый журнал. 2014. № 3. С. 76–88.
  18. Рыкова И.Н., Смирнов М.А. Проблемы и перспективы развития в России оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 34. С. 2–11.
  19. Соколов И.А. Доклад «Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ» // Финансовый журнал. 2014. № 2. С. 7–10.
  20. Фатихова Л.Э. Промежуточные итоги и перспективы развития в рамках ВТО промышленно-производственных ОЭЗ России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 137–139.
  21. Шаймиева К.Р. Технопарки и ОЭЗ в Республике Татарстан: характеристики и перспективы развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 3. URL: Link.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 1, март 2024

Другие номера журнала