Предмет. Оценка действительной стоимости доли участника общества в условиях искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цели. Выявить и изложить особенности оценки действительной стоимости доли участника общества в условиях искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности с позиций судебного эксперта, привлекаемого судом в рамках корпоративного спора. Методология. В ходе исследования использовался экспертный метод –решение задач на основе суждения высококвалифицированных специалистов в соответствующей области знаний. Результаты. Раскрыты особенности производства комплексных судебных экспертиз по определению действительной стоимости доли участника общества. Важными являются способности (компетенции) судебного эксперта по выявлению мотивационных факторов, маркеров риска недостоверности финансовой отчетности, выраженных в существенном изменении финансово-экономических показателей, умению отличать методы креативного (допустимого) и агрессивного (недопустимого) бухгалтерского учета, а также выполнять реконструкцию показателей. Креативный учет следует рассматривать как комплексный финансово-бухгалтерский, юридический, этический и психологический феномен, присущий взаимоотношениям внутри корпораций, понимая при этом то, что размер активов и обязательств корпораций может зависеть от профессионального суждения лиц, допущенных к оценке или учету, что также необходимо учитывать при производстве судебной экспертизы. Выводы. Результаты исследования позволят экспертам-экономистам и оценщикам получать более обоснованные и достоверные результаты экономической оценки активов и обязательств, чистых активов.
Шерр И.Ф. Бухгалтерия и баланс. М.: Экономическая жизнь, 1925. 575 с.
Куликова Л.И. Вуалирование и фальсификация финансовой отчетности: историко-эволюционный аспект // Международный бухгалтерский учет. № 14. С. 56–68. URL: Link
Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Искажения бухгалтерской финансовой отчетности в аудите: монография. М.: Аудитор, 2014. 213 с.
Кеворкова Ж.А. Методические аспекты форензик-контроля как инструмента выявления и предотвращения мошеннических действий в деятельности экономических субъектов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 4. С. 43–53. URL: Link
Adámiková E., Čorejová T. Creative Accounting and the Possibility of Its Detection in the Evaluation of the Company by Expert. Journal of Risk and Financial Management, 2021, vol. 14, iss. 7. URL: Link
Семчук И.В. Проблемные вопросы достоверности информации в финансовых отчетах // Вестник Брестского государственного технического университета. 2008. № 3. С. 81–85. URL: Link
Кеворкова Ж.А., Малицкая В.Б. К вопросу о «творческом подходе» к формированию информации, раскрываемой в финансовой отчетности // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 12. С. 80–89. URL: Link
Суин И.П. Способы выявления фальсификации финансовой отчетности и манипуляции показателями // Финансовый бизнес. 2024. № 4. С. 199–202.
Yanmei Duan, Guangshun Qiao. Detecting financial statements fraud: Evidence from listed companies in China. Sustainable Economies, 2024, vol. 2, iss. 4. URL: Link
Angelia G.C., Jurana J., Fadli Moh Saleh, Paranoan Selmita. Tameng Keberlangsungan Organisasi: Sisi Gelap Creative Accounting. Jurnal Riset dan Aplikasi: Akuntansi dan Manajemen, 2024, vol. 7, iss. 1, pp. 79–94. URL: Link
Timofte (Coca) C., Tanasa (Brinzaru) S.-M., Coca D.-A. A bibliometric analysis of creative accounting research. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2020, vol. 22, iss. 1, pp. 96–102. URL: Link
Sugu I., Gbegi D., Saidu A., Muhammad A. Creative Accounting Practice – Make or Mar Profit. Path of Science, 2024, vol. 10, iss. 7, pp. 4014–4018. URL: Link
Kanellos T., Paraskevi B., Parenaki M.-G. Creative accounting in times of turbulence: Empirical evidence in Greek SMEs governance. Journal of Governance and Regulation, 2024, vol. 13, iss. 2, pp. 96–107. URL: Link
Shevchenko L., Liadska V. The essence of creative accounting. Finances. Law, 2022, vol. 6, pp. 24–26. URL: Link 10.37634/efp.2022.6.5
Moskwa-Bęczkowska D., Reczyńska J. Creative Accounting versus Aggressive Accounting – Exploring Specific Dimensions. Journal of Applied Economic Sciences (JAES), 2023, vol. 18, icc. 4, pp. 267–276. URL: Link.01
Michulek J., Gajanova L., Krizanova A., Blažek R. Why Do Companies Cook the Books? Empirical Study of the Motives of Creative Accounting of Slovak Companies. Administrative Sciences, 2024, vol. 14, iss. 7. URL: Link
Istiariani I., Wahyuni A., Farah A. Creative accounting from an Islamic perspective: viewed from sadd al dzari’ah concept. Journal of Islamic Accounting and Finance Research, 2024, vol. 6, iss. 1, pp. 81–106. URL: Link