Предмет. Влияние инфраструктуры морских портов на региональное экономическое развитие (на примере Приморского края). Цели. Систематизация имеющихся методических подходов к оценке влияния инфраструктуры морских портов на региональное экономическое развитие. Выявление и обоснование выбора наиболее подходящего метода для оценки в условиях России. Оценка влияния инфраструктуры морских портов Приморья на экономическое развитие региона. Методология. Применены абстрактно-логический метод, анализ и синтез, графические и табличные способы визуализации исследуемых данных. Результаты. Оценке влияния транспортной инфраструктуры на экономику регионов и стран в целом посвящено немало исследований. Однако в них практически не уделяется внимания влиянию одного из объектов транспортной инфраструктуры, а именно – морских портов. Систематизированы существующие методические подходы к оценке влияния инфраструктуры морских портов на региональное экономическое развитие. Подобран наиболее подходящий для оценки влияния в российских условиях метод. Выполнена оценка влияния на примере Приморья. Она позволит принимать взвешенные решения относительно мер государственной поддержки, направлений развития одного из объектов транспортной инфраструктуры, а именно – морских портов, в целях стимулирования экономического роста приморских территорий страны. Выводы. В Приморском крае наблюдается статистически значимая связь между развитием инфраструктуры морских портов и региональным экономическим развитием.
Заколюкина Е.С. Транспортная инфраструктура региона как фактор пространственного развития территории // Проблемы развития территории. 2023. Т. 27. № 5. С. 79–95. URL: Link
Ускова Т.В. Транспортная инфраструктура как фактор развития территорий и связанности экономического пространства // Проблемы развития территории. 2021. Т. 25. № 3. С. 7–22. URL: Link
Транспортная и энергетическая инфраструктура в развитии производительных сил макрорегиона: монография / под ред. М.Б. Петрова. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2022. 275 с.
Дорошенко С.В., Васильева Р.И., Литвинец В.П. Государственная программа развития Дальнего Востока и ее эффективность для регионов // Проблемы прогнозирования. 2024. № 2. С. 113–124. EDN: BRGRQD
Aschauer D.A. Is public expenditure productive? Journal of Monetary Economics, 1989, vol. 23, iss. 2, pp. 177–200. URL: Link90047-0
Melo P.C., Graham D.J., Brage-Ardao R. The productivity of transport infrastructure investment: A meta-analysis of empirical evidence. Regional Science and Urban Economics, 2013, vol. 43, iss. 5, pp. 695–706. URL: Link
Хасанов Д.С. Мультипликативное влияние деятельности портов на развитие региона // Проблемы современной экономики. 2023. № 4. С. 93–95. EDN: TOFJLQ
Заостровских Е.А. Морские порты Хабаровского края как полюса экономического роста // Пространственная экономика. 2017. № 4. С. 170–183. EDN: ZXXWXX
Кузнецова О.В. Стратегия пространственного развития Российской Федерации: иллюзия решений и реальность проблем // Пространственная экономика. 2019. Т. 15. № 4. С. 107–125. EDN: PWBYDT
Ратникова Р.А. Введение в эконометрический анализ панельных данных // Экономический журнал ВШЭ. 2006. № 2. С. 267–316. URL: Link
Bottasso A., Conti M., Ferrari C., Tei A. Ports and regional development: A spatial analysis on a panel of European regions. Transportation Research: Policy and Practice, 2014, vol. 65, pp. 44–55. URL: Link
Mehmood B., Khan S.A., Raza M. Econometric evidence of catalytic effect of seaport activity in OECD Countries: Getting it right. Maritime Transport Research, 2023, vol. 4, no. 100090. URL: Link
Yudhistira M.H., Sofiyandi Y. Seaport status, port access, and regional economic development in Indonesia. Maritime Economics & Logistics, 2018, vol. 20, iss. 4, pp. 549–568. URL: Link
Yixuan Wang, Nuo Wang. The role of the marine industry in China's national economy: An input–output analysis. Marine Policy, 2019, vol. 99, pp. 42–49. URL: Link
Morrissey K., O’Donoghue C. The role of the marine sector in the Irish national economy: An input–output analysis. Marine Policy, 2013, vol. 37, pp. 230–238. URL: Link
Min-Kyu Lee, Seung-Hoon Yoo. The role of transportation sectors in the Korean national economy: An input-output analysis. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2016, vol. 93, pp. 13–22. URL: Link
Seung-Jun Kwak, Seung-Hoon Yoo, Jeong-In Chang. The role of the maritime industry in the Korean national economy: An input–output analysis. Marine Policy, 2005, vol. 29, iss. 4, pp. 371–383. URL: Link
Young-Tae Chang, Sung-Ho Shin, Paul Tae-Woo Lee. Economic impact of port sectors on South African economy: An input–output analysis. Transport Policy, 2014, vol. 35, pp. 333–340. URL: Link
Jones H., Moura F., Domingos T. Transport Infrastructure Project Evaluation Using Cost-benefit Analysis. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 111, pp. 400–409. URL: Link
Широв А.А. Использование таблиц «затраты-выпуск» для обоснования решений в области экономической политики // Проблемы прогнозирования. 2018. № 6. С. 12–25. EDN: YYJJUL
Johansen L. A Multi-sectoral Study of Economic Growth. North-Holland Publishing Company, 1974, 274 p.
Бахтизин А.Р. Использование CGE-моделей для оценки эффективности управленческих решений // Проблемы управления. 2008. Вып. 5. С. 36–42. EDN: JPJQAZ
Masayuki Doi, Piyush Tiwari, Hidekazu Itoh. A Computable General Equilibrium Analysis of Efficiency Improvements at Japanese Ports. Review of Urban & Regional Development Studies, 2001, vol. 13, iss. 3, pp. 187–206. URL: Link
Efimova E.G., Gapochka A.A. Seaports as drivers of regional economic development: The case of Saint Petersburg and Leningrad Province. Case Studies on Transport Policy, 2020, vol. 8, iss. 2, pp. 383–393. URL: Link