+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Анализ использования института консолидированного налогоплательщика в России

т. 21, вып. 3, январь 2015

PDF  PDF-версия статьи

Доступна онлайн: 18.01.2015

Рубрика: Налоги и налогообложение

Страницы: 38-46

Малис Н.И. кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой налогового консультирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 
malis.nina@mail.ru

Грундел Л.П. кандидат экономических наук, доцент кафедры налогового консультирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 
lpgrundel@gmail.com

В статье отмечается, что введение института консолидированных налогоплательщиков наряду с положительными итогами выявило ряд проблем, главной из которых стало перераспределение налоговых доходов между бюджетами субъектов Федерации, затруднившее выполнение расходных обязательств во многих регионах. Совершенствование налогового законодательства связано с необходимостью анализа введенного механизма и выявления его влияния на положение налогоплательщиков и на доходы федерального и региональных бюджетов. На основе статистического материала проведено исследование налоговых поступлений от консолидированных групп налогоплательщиков, и сделан вывод об эффективности новых налоговых инициатив. В числе положительных результатов отмечены: упрощение налогового учета для бизнеса, возможность сложить убытки одних компаний с прибылью других и таким образом поддержать убыточные организации, не занимаясь трансфертным ценообразованием или, наоборот, не выравнивая стоимости товаров, работ и услуг. Однако подчеркнуто, что в целом доходы уменьшились: от консолидированных налогоплательщиков в бюджеты субъектов Российской Федерации поступило в 2012 и 2013 гг. 450,0 и 358,2 млрд руб. налога соответственно. Отмечено, что основными преимуществами концепции единого налогоплательщика для государства являются: снижение издержек государства по контролю за трансфертным ценообразованием; снижение нагрузки на налоговые органы; повышение конкурентоспособности российских холдингов за счет мер налогового стимулирования, что в итоге должно привести к увеличению налоговых поступлений в будущем; более справедливое распределение поступлений по налогу между субъектами Российской Федерации. Внесены предложения по совершенствованию действующего механизма института консолидированных налогоплательщиков.

Ключевые слова: налог на прибыль организаций, налоговая база, бюджеты субъектов Федерации, консолидированная группа налогоплательщиков, зарубежный опыт консолидации налоговых баз, налоговые доходы регионов, региональные налоговые льготы, налоговые ставки, трансфертные цены, налоговые проверки

Список литературы:

  1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М.: Финансы и статистика, 2002. 1168 с.
  2. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник. М.: МЦФЭР, 2006. 592 с.
  3. Теория и практика налогообложения: учебник / под ред. Н.И. Малис. М.: Магистр, 2014. 429 c.
  4. Голишевский В.И. Кизимов А.С. Международные принципы налогового регулирования трансфертного ценообразования // Финансы. 2012. № 7. С. 32–36.
  5. Гусев В.В., Мамбеталиев Н.Т. О контроле за трансфертным ценообразованием в странах ЕврАзЭС // Налоговый вестник. 2013. № 4. С. 3–6.
  6. Завьялова Ю.Н., Хаменушко И.В. Трансфертное ценообразование: объект уничтожения или насущная потребность? // Налоговед. 2005. № 4. С. 5–11.
  7. Кизимов А.С. Роялти в международном налоговом планировании // Налоги и налогообложение. 2007. № 12. С. 6–11.
  8. Лермонтов Ю.М. Новые правила трансфертного налогообложения // Налоговое планирование. 2011. № 4. С. 19–30.
  9. Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран. М.: Волтерс Клувер, 2007. 304 с.
  10. Пансков В.Г. Трансфертное ценообразование: проблемы и возможные пути их решения // Налоговая политика и практика. 2012. № 4. С. 23–26.
  11. Полежарова Л.В. Механизм решения проблемы международного двойного налогообложения // Налоговый вестник. 2012. № 5. С. 3–10.
  12. Пономарева Н.В. Контроль за трансфертным ценообразованием: затраты велики, эффект сомнителен // Налоговая политика и практика. 2010. № 5. С. 11–15.
  13. Шаталов С. Налоговый кодекс и проблемы налогового законодательства // Бухгалтерский учет. 2013. № 4. С. 2–8.
  14. Швабауэр Н. Компаниям придется сообщать всю информацию по подконтрольным сделкам // Российская газета. 2013. 01 ноября.
  15. Christiana HJI Panayi. The Common Consolidated Corporate Tax Base – Issues for Member States Opting Out and Third Countries // European taxation. March. 2008.
  16. Lucia Cerioni. The Possible Introduction of Common Consolidated Base Taxation via Enhanced Cooperation: Some Open issues // European taxation. May. 2008.
  17. Valkovskaya N., Sherbakova A. The evolution of Russian transfer pricing documentation // Euromoney Handbooks. 2009.
  18. Transfer Pricing Global Referecce Guide. Ernst&Young, LLP. October 2006.
  19. Christiana HJI Panayi. The Common Consolidated Corporate Tax Base. URL: Link.
  20. OECD Model Tax Convention on Income and Capital. Articles 7, 9.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала