+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Экономические основы функционирования символических благ

т. 21, вып. 3, январь 2015

PDF  PDF-версия статьи

Доступна онлайн: 18.01.2015

Рубрика: Вопросы экономики

Страницы: 56-63

Сухарев А.Н. доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права, Тверской государственный университет 
su500005@yandex.ru

В статье рассмотрены сущность и механизм функционирования символических благ, их виды, функции, свойства, структура. Выделены социальная, коммуникативная, утилитарная, координирующая и распределительная функции символических благ. Отмечено, что эти блага обеспечивают получение индивидами большего социального статуса, структурируют общественное поведение и устанавливают субординацию между индивидами. Также они могут выступать средством присвоения общественного продукта и пр. Символические блага обладают двумя важнейшими свойствами: общественной значимостью и условной избыточностью (условной ненужности). Показаны роль и значение символических благ в экономике, раскрыт механизм функционирования символического капитала. Выделены материальные и нематериальные символические блага, потребительские, инвестиционные и смешанные символические блага, отчуждаемые (обмениваемые) и неотчуждаемые символические блага. Обозначена проблема перепроизводства символических благ и функционирования символов - институциональных ловушек. Подчеркнуто, что общество, производя символические блага, производит и воспроизводит институты определенного рода. Символическая экономика - это система экономических отношений, возникающая в процессе создания, обмена, распределения и потребления (функционирования) символических благ. Производство символических благ может быть связано с созданием ренты (символьная рента). Раскрыты сущность и содержание экономического символического капитала. Экономический символический капитал постоянно воспроизводит адекватные экономические отношения (институты), обеспечивающие функционирование воспроизводящей производственной системы. Накопление такого капитала способствует повышению эффективности общественного экономического механизма и выступает фактором социально-экономического развития. Сделан вывод, что символические блага составляют особую категорию благ, которые имеют свой смысл только в обществе и не удовлетворяют необходимых жизненных потребностей индивидов. Однако без этих благ невозможно существование общества в силу выполняемых ими функций.

Ключевые слова: символы, символические блага, экономика символов, символический капитал, культ, обмен, полезность, символьная рента

Список литературы:

  1. Аникин А.В. Золото. М.: Международные отношения, 1988. 336 с.
  2. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Рынок симулякров: взгляд сквозь призму классической политической экономики // Философия хозяйства. 2012. № 2. С. 153-165, № 3. С. 181–193.
  3. Демидова М.В. Социально-философские аспекты управления символическим капиталом // Инновации в науке. 2013. № 16. С. 15–25.
  4. Долгин А.Б. Экономика символического обмена. М.: ИНФРА-М, 2006. 632 с.
  5. Ершов Ю.Г., Сивоволов Д.Л. Трансформация современной экономики: проблемы управления символическим капиталом // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 1. С. 28–34.
  6. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М.: Московский университет, 1982. 481 с.
  7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 3 т. М.: Эксмо, 2011. 1200 с.
  8. Менгер К. Основания политической экономии. М.: Экономика, 1992. С. 31–242.
  9. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. М.: Академия, 2007. 432 с.
  10. Местников А.А. Вложение символического капитала как инструмента инновационной политики государства // Труд и социальные отношения. 2010. № 6. С. 113–119.
  11. Местников А.А. Символический капитал как инструмент инновационной политики государства // Социология власти. 2011. № 2. С. 143–150.
  12. Остальский А. Краткая история денег. М.: Амфора, 2008. 272 с.
  13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 960 с.
  14. Седова А.В. «Общественное благо» в классификации экономических благ // Проблемы экономики и статистики. 2005. № 1–2. С. 31–37.
  15. Сутормин М.А. Роль символического капитала на российском рынке потребительского кредитования // Экономическая социология. 2007. № 4. С. 73–101. URL: Link.
  16. Сухарев А.Н. Золото: экономические и финансовые идеи теоретического анализа. Тверь: Тверской государственный университет, 2009. 126 с.
  17. Сухарев А.Н. Меновая стоимость золота: парадоксы исторических закономерностей // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 4. С. 33–39.
  18. Тодоров Ц. Теории символа. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998. 408 с.
  19. Управленческое консультирование. Индустрия знаний, символический капитал или новая мода / под ред. М. Киппинга, Л. Энгвелла. М.: Гуманитарный центр, 2008. 416 с.
  20. Фишер И. Покупательная сила денег. М.: Дело, 2001. 198 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала