+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Повышение открытости бюджетной системы Российской Федерации путем формирования "бюджета для граждан"

т. 21, вып. 28, июль 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 31.03.2015

Одобрена: 14.04.2015

Доступна онлайн: 26.08.2015

Рубрика: Бюджетное регулирование

Страницы: 14-22

Чулков А.С. кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация 
achulkov@mail.ru

Предмет. Реформирование государственных и муниципальных финансов России предполагает реализацию мер по повышению открытости и прозрачности бюджетной системы. Предмет исследования статьи - роль и место "бюджета для граждан" в условиях продолжающейся реформы.
     Цели и задачи. Целями статьи являются изучение концепции "бюджета для граждан", разработка основных направлений ее совершенствования. Для их достижения были решены следующие задачи: изучены основные проблемы открытости и прозрачности бюджетов, возникающие в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации; проведен анализ практики применения концепции "бюджета для граждан" в различных регионах; рассмотрены основные отличия "открытого бюджета" от "бюджета для граждан".
     Методология. Проанализированы составные части системы открытости и прозрачности бюджетных данных, путем группировки определены общие проблемы, возникающие при формировании "бюджета для граждан".
     Результаты. Основные результаты проведенного в ходе подготовки статьи исследования сводятся к тому, что для наиболее эффективного внедрения концепции "бюджета для граждан" необходимо: привлекать население к управлению общественными финансами; дать гражданам почувствовать свою причастность к процессу принятия государственных решений, а также возможность повлиять на решения, принимаемые органами власти; разработать методику оценки открытости и прозрачности местных бюджетов; повышать финансовую грамотность населения.
     Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что повышение прозрачности и открытости бюджетной системы Российской Федерации путем активного практического использования концепции "бюджета для граждан" требует создания эффективных механизмов взаимодействия с гражданами, обеспечения доступности соответствующей информации для разных целевых групп, вовлечения населения территории в принятие решений. Проведенный анализ возникших при формировании "бюджетов для граждан" проблем может быть полезен в практическом планировании, исполнении бюджетов и для контроля за эффективностью бюджетных ассигнований.

Ключевые слова: бюджетная система, финансы, открытое правительство, расходы, программно-целевой метод

Список литературы:

  1. Авсянников А.М., Девяткова О.И. «Бюджет для граждан» – способ укрепления позиции России в рейтинге прозрачности бюджетов мирового сообщества // Экономика и социум. 2014. № 2. С. 119–125. URL: Link.
  2. Ахмедова И.Ш. Вопросы формирования единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами // Право и экономика. 2013. № 10. С. 32–37.
  3. Блохин А.А. Опыт построения бюджета для граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровне в 2013 году // Финансовый журнал. 2014. № 2. C. 11–14.
  4. Богатырь Н.В. «Бюджет для граждан»: найти получателя // Экономическая социология. 2014. № 5. С. 54–84.
  5. Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. 246 с.
  6. Дидикин А.Б. «Открытое правительство» в механизме взаимодействия гражданского общества и государства: формирование правовой модели и ее противоречия // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 16–19.
  7. Дзидзоев Р.М. К вопросу об «открытом правительстве» в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 7. С. 35–38.
  8. Лебедева Н.Н., Горшкова Н.В. Влияние институциональных факторов на формирование и реализацию государственной экономической политики в бюджетном процессе Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 419–423.
  9. Маковкина С.А. Партисипативный бюджет как элемент краудсорсинга в системе муниципального управления // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. № 2. С. 33–41.
  10. Мартынов А.В. Система «открытое правительство» как один из главных механизмов открытого государственного управления в России // Административное право и процесс. 2014. № 1. С. 13–22.
  11. Нестеренко Т.Г. Внедрение принципов Открытого правительства в Минфине России // Финансы. 2015. № 2. С. 3–6.
  12. Пенюгалова А.В., Кочесокова Т.Е. Система межбюджетных отношений: проблемы и пути их решения // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 24. C. 28–32.
  13. Перонко И.А. Долговая политика на субфедеральном уровне: риски и преимущества // Бюджет. 2015. № 2. С. 8–12.
  14. Петрова А.С. Система «открытое правительство» как фактор формирования гражданской культуры современного российского общества // Управленческое консультирование. 2014. № 6. С. 154–160.
  15. Сапожникова М.А. Формирование «открытого бюджета» как инструмента совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 125–128.
  16. Тургель И.Д. Российский опыт формирования открытого бюджета: проблемы и перспективы // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. № 2. С. 24–32.
  17. Тургель И.Д. Формирование «открытого бюджета» в Российской Федерации: долгосрочные планы и первые результаты // Вопросы управления. 2014. № 3. С. 23–30.
  18. Тюлюндиева Н.Р. Бюджет государства как политическая категория (концептуальные подходы) // Общество и экономика. 2012. № 6. С. 17–24.
  19. Чулков А.С. Оказание государственных и муниципальных услуг в условиях конкурентной борьбы // Финансы. 2014. № 11. С. 3–11.
  20. Чулков А.С. Программно-целевое бюджетирование на региональном и местном уровнях // Финансы. 2014. № 3. С. 17–24.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала