+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Финансовая самостоятельность муниципальных образований: ограничения и возможности

т. 21, вып. 35, сентябрь 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 19.05.2015

Одобрена: 04.06.2015

Доступна онлайн: 07.10.2015

Рубрика: Бюджетное регулирование

Страницы: 12-24

Игонина Л.Л. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов, Финансовый университет при Правительстве РФ, Краснодарский филиал, Краснодар, Российская Федерация 
LLIgonina@fa.ru

Предмет. Важнейшим направлением совершенствования системы управления общественными финансами в российской экономике является повышение сбалансированности и устойчивости бюджетов всех структурных уровней, что актуализирует научную разработку проблемы обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований и укрепления доходной базы местных бюджетов.
     Цели. Выявление возможностей и ограничений финансовой самостоятельности муниципальных образований на современном этапе развития российской экономики и обоснование ключевых направлений ее укрепления.
     Методология. C помощью методов сравнительного, ситуационного и финансового анализа исследованы особенности развития системы муниципальных финансов в России, связанные с проведением бюджетной реформы и реформы местного самоуправления, проанализированы различные аспекты финансовой самостоятельности муниципальных образований и проблем ее обеспечения в современных условиях.
     Результаты. Выявлены тенденции снижения доли налоговых доходов местных бюджетов при росте доли безвозмездных поступлений из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы, ухудшения сбалансированности местных бюджетов и увеличения их долговых обязательств. Показаны ограничения и возможности развития финансовой самостоятельности муниципальных образований, определены ключевые векторы ее укрепления, предложены пути повышения доходной базы местных бюджетов за счет роста собственных налоговых источников.
     Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методической основы разработки программ социально-экономического развития территорий, формирования направлений бюджетной и налоговой политики регионов и муниципальных образований.
     Выводы. Разработанная концептуальная модель укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований будет способствовать решению задач повышения устойчивости и долгосрочной сбалансированности местных бюджетов, роста эффективности и ответственности управления муниципальными финансами.

Ключевые слова: муниципальные финансы, финансовая самостоятельность, муниципальные образования; бюджетная децентрализация, местные бюджеты

Список литературы:

  1. Rodden J. Comparative Federalism and Decentralization: on Meaning and Measurement // Comparative Politics. 2004. Vol. 36. № 4. Р. 481–500.
  2. Serageldin M., Jones D., Vigier F., Solloso E. Municipal finance conditions & trends. URL: Link.
  3. Игонина Л.Л. Принципы организации муниципальных финансов // Финансы. 2003. № 8. С. 15–19.
  4. Сабитова Н.М. Развитие бюджетного устройства Российской Федерации // Финансы. 2013. № 2. С. 29–34.
  5. Игонина Л.Л. Финансовая политика местных органов власти: инструменты и ограничения // Экономика РСО – Алания: региональная специфика глобальных тенденций. Владикавказ: СОГУ, 2003. С. 41–57.
  6. Arrow K. The Organization of Economic Activity: Issues Pertinent to the Choice of Market versus Non-Market Allocation // The Analysis and Evaluation of Public Expenditures: The PPB System. U.S. Joint Economic Committee, 91st Session. Washington DC: U.S. Government Printing Office, 1969. P. 59–73.
  7. Musgrave R. The Theory of Public Finance: A Study in Public Economy. New York: McGraw-Hill, 1959. 480 р.
  8. Oates W.Е. An Essay on Fiscal Federalism // Journal of Economic Literature. 1999. № 37. Р. 1120–1149.
  9. Bahl R., Bird R. Subnational Taxes in Developing Countries: The Way Forward // Public Budgeting & Finance. 2008. Vol. 28. № 4. Р. 1–25.
  10. Rodden J. Reviving Leviathan: Fiscal Federalism and the Growth of Government // International Organization. 2003. № 57. Р. 695–729.
  11. Oates W.E. Toward a Second-Generation Theory of Fiscal Federalism // International Tax and Public Finance. 2005. № 12. Р. 349–373.
  12. Treisman D. Fiscal decentralization, governance, and economic performance: a reconsideration // Economics and Politics. 2006. Vol. 18. Iss. 2. Р. 219–235.
  13. Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Межбюджетные отношения в России: необходимость налогово-бюджетной автономии субнациональных властей. URL: Link.
  14. Carmeli A. Introduction: Fiscal and Financial Crises of Local Governments // International Journal of Public Administration. 2003. № 26. Р. 1423–1430.
  15. Жигалов Д., Перцев Л. Финансовые основы местного самоуправления: итоги 2000-х годов. URL: Link.
  16. Климанов В.В., Михайлова А.А. Возможности и ограничения децентрализации налоговых полномочий // Финансы. 2012. № 2. С. 10–14.
  17. Ковалевич М.К. К вопросу о доходной базе муниципальных образований // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 2. С. 20–24.
  18. Ларина С.Е. Перспективы развития муниципальных финансов // Финансы. 2007. № 11. С. 21–23.
  19. Дементьева О. Собственные доходы местных бюджетов: российское законодательство и международные нормы // Муниципальная экономика. 2008. № 1. С. 32–36.
  20. Коротина Н.Ю. Обеспечение финансовой самостоятельности муниципальных образований в Российской Федерации // Социум и власть. 2012. № 3. С. 67–71.
  21. Пансков В.Г. НДС и укрепление местных бюджетов // Финансы. 2013. № 2. С. 38–43.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 28, вып. 9, сентябрь 2022

Другие номера журнала