+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Образовательное кредитование в России: современное состояние

т. 21, вып. 48, декабрь 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 08.09.2015

Одобрена: 14.10.2015

Доступна онлайн: 27.12.2015

Рубрика: Денежно-кредитное регулирование

Страницы: 47-60

Халин В.Г. доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных систем в экономике, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация 
v.halin@spbu.ru

Чернова Г.В. доктор экономических наук, профессор кафедры управления рисками и страхования, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация 
g.chernova@spbu.ru

Предмет и тема. В статье отмечается, что современное состояние российской экономики, уменьшение объемов бюджетного финансирования высшего образования и сокращение количества российских вузов и их филиалов обусловливают усиление значимости обучения на платной основе и поиска его новых форм. Это определяет актуальность исследования образовательного кредитования как новой формы финансирования обучения студентов на платной основе.
     Цели. Обобщение и оценка современного российского опыта образовательного кредитования, в том числе раскрытие особенностей, связанных с реализацией образовательного кредитования различными российскими и зарубежными кредитными организациями в целях обучения студентов как в России, так и за рубежом.
     Методология. На основе методов логического и сравнительного анализа в исследовании выявлены факторы, преимущества, недостатки и проблемы, определяющие реальные возможности образовательного кредитования в России в настоящее время.
     Результаты. Проведен анализ опыта образовательного кредитования как в России, так и за рубежом, позволяющий выделить основные причины его недостаточной востребованности в настоящее время и определить главные направления совершенствования этой формы финансирования обучения студентов.
     Выводы и значимость. Образовательное кредитование как форма платы за обучение студентов пока не нашло в России должного распространения. Основная причина такой ситуации – противоречие между высокой стоимостью образовательного кредита (даже при наличии государственных субсидий) и низкой платежеспособностью населения, нуждающегося в его получении. Снижение возможностей бюджетного финансирования обучения студентов способствует увеличению спроса на образовательные кредиты. Однако общая экономическая ситуация в РФ и в мире, а также применяемые в отношении России политические и экономические санкции снижают платежеспособность населения, что отрицательно влияет на возможности граждан по использованию образовательных кредитов.

Ключевые слова: образовательное кредитование, параметры, опыт кредитования обучения студентов в России, зарубежный опыт образовательного кредитования

Список литературы:

  1. Чернова Г.В., Халин В.Г. Образовательное кредитование: российский и зарубежный опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. 2011. Вып. 4. С. 161–173.
  2. Балыхин Г.А., Красильникова А.В., Чеботаревский Ю.В. Субсидии в сфере образования – перспективный элемент в государственной политике // Высшее образование сегодня. 2002. № 6. С. 2–5.
  3. Агранович М.Л., Озёрова Н.Б., Беляков С.А., Клячко Т.Л. Система финансирования образования. Анализ эффективности (сер. «Управление. Финансы. Образование»). М.: Технопечать, 2003. 141 с.
  4. Захаров Ю.А., Курбатова М.В., Долганов В.С. и др. Новые финансовые инструменты в высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1. С. 77–89.
  5. Абанкина И.В., Домненко Б.И., Левшина Т.Л., Осовецкая Н.Я. Перспективы образовательного кредитования в России // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 64–88.
  6. Попова Т.Л. Образовательные кредиты в России: опыт, проблемы, перспективы. URL: Link.
  7. Кредитование образования // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 3. С. 7–35.
  8. Прахов И.А., Андрущак Г.В. Образовательное кредитование: условия предоставления и спрос на кредит // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 76–94.
  9. Маркаров Д.Э., Злобин Е.В. Высшее образование и бизнес – направления взаимодействия // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 137–142.
  10. Диденко Д.В., Ключарев Г.А. Образовательное кредитование в России: проблемы, пути решения // Финансы и бизнес. 2010. № 1. С. 142–160.
  11. Моженко О.В. Образовательное кредитование в России: проблемы и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 112–115.
  12. Фонова О.В. Образовательное кредитование и перспективы его развития в регионе // Регионология. 2009. № 1. С. 152–159.
  13. Курбатова М.В., Евсеенко Т.П. Формирование и перспективы развития региональной системы образовательного субсидирования (на примере Кемеровской области) // Экономика образования. 2005. № 3. С. 26–41.
  14. Старобинская Н.М., Чебыкина Л.В., Иконникова Л.В., Зиновьева Н.А., Топникова Н.А. Особенности мониторинга рынка образовательного кредитования // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 399–401.
  15. Руткевич А. Высшее образование: «доступное» и/или «платное»? // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 19–37.
  16. Ермак И.С. Управление рисками образовательного кредитования как средство оптимизации его стоимости для потребителей // Управление финансовыми рисками. 2010. № 3. С. 234–245.
  17. Матросов М.Б. Образовательный кредит в России: проблемы и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. С. 137–146.
  18. Гулько А.А., Афанасьева К.Ю. Образовательное кредитование с государственной поддержкой в Российской Федерации: современное состояние и проблемы развития // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. С. 80–84.
  19. Борисова О.А., Правдина М.А., Наумова О.В. Образовательный кредит: текущая ситуация и возможности развития // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 133–147.
  20. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю. Ценностные изменения профессиональных приоритетов в России под воздействием внедрения инструмента образовательного кредитования // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 395–398.
  21. Dubgorn A.S., Il'in I.V. Process and project orientation of the organization as a management strategy // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 5. С. 115–122. URL: Link.
  22. Абанкина И.В., Осовецкая Н.Я. Анализ зарубежного и отечественного опыта образовательного кредитования // Экономика образования. 2007. № 3. С. 106–110.
  23. Гурьянов А.П. Международные системы образовательного кредитования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 3. С. 30–33.
  24. Комлева А.С., Гаджикурбанов Д.М. Образовательное кредитование: российская и мировая практика // Экономика образования. 2011. № 6. С. 34–43.
  25. Сандлер Д.Г., Агарков Г.А. Образовательное кредитование: проблемы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6. С. 14–19.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала