Ерженин Р.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и финансового менеджмента, Байкальская международная бизнес-школа, Иркутский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация rerzhenin@gmail.com
Предмет. В статье отмечается, что возрастающие риски разбалансировки бюджета страны требуют скорейшей переориентации государственного управления от затрат к результатам, когда актуальным становится развитие новых методов и методологий оценки эффективности, способствующих более рациональному использованию имеющихся у государства ресурсов. Актуальным трендом управления в современной России становится достижение заданных показателей или наилучших результатов с использованием наименьшего объема ресурсов. Цели. Поскольку отечественная оценочная теоретико-методологическая база недостаточно разработана, актуальным становится ее дальнейшее совершенствование в целях дальнейшего внедрения комплексных систем оценки эффективности в структуры государственного управления. Развитие понятийного аппарата также будет способствовать появлению новых форм контроля за эффективностью и результативностью управления. Методология. Систематизированы подходы к толкованию оценки эффективности бюджетных расходов, изучены факты разночтений в процессах государственного и муниципального управления, раскрыта проблема неопределенности использования базовых терминов оценки эффективности. Проанализирована хронология наделения соответствующих органов полномочиями и функциями по оценке (аудиту) эффективности бюджетных расходов. Исследованы подходы к формализации общественного контроля. Результаты. Разработан и предложен новый метод оценки эффективности использования ресурсов бюджета, имеющий как научное, так и практическое применение. Проведена авторская оценка эффективности использования ресурсов бюджета на примерах государственной программы отдельного субъекта РФ и оптимизации бизнес-функций учреждений образования на муниципальном уровне. Выводы. Доказана необходимость дальнейшего совершенствования государственной понятийной методологии оценки эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов.
Чебуханова Л.В. О мерах по повышению эффективности исполнения бюджета РФ // Право и жизнь. 2014. № 195. С. 59–66.
Писецкая О.С., Дубровская Ю.Б. Программа повышения эффективности управления общественными финансами Российской Федерации: шаги на пути реализации // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 398–400.
Платошечкина С.Ю. Об оценке эффективности использования государственных расходов // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 136–142.
Иванова Н.Г. и др. Государственные (муниципальные) учреждения в условиях реформы бюджетного сектора. СПб: СПбГЭУ, 2014. 160 с.
Лексин В.Н. Результативность и эффективность действий региональной и муниципальной власти: назначение и возможности корректной оценки // Регион: экономика и социология. 2012. № 1. С. 3–39.
Целищева Е.Ф. Анализ эффективности бюджетных расходов муниципальных учреждений // Муниципальные финансы. 2014. № 14. С. 40–50.
Гришачева О.Г. Особенности программы повышения эффективности бюджетных расходов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 33. С. 71–73.
Тишутина О.И., Михайлов А.В. Финансово-кредитная система. Бюджетное, валютное и кредитное регулирование экономики, инвестиционные ресурсы // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 194–199.
Бехер В.В. Реализация принципа эффективности использования бюджетных средств: экономико-правовой анализ // Современное право. 2014. № 6. С. 73–78.
Саунин А.Н. О содержании аудита эффективности использования государственных средств как нового типа государственного финансового контроля // Наука. Инновации. Образование. 2008. № 4. С. 350–360.
Белоцерковский В.И., Шапиленко С.Н. Анализ причин низкой эффективности расходов бюджетных средств и пути ее повышения // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 1. С. 267–271.
Horvath & Partners. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 269 с.
Хатри Г.П. Мониторинг результативности в общественном секторе. М.: Фонд «Институт экономики города», 2005. 276 с.
Ларина С.Е. Новая концепция бюджетирования по результатам в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2009. № 3. С. 244–251.
Хачатрян М.С. Общественный контроль в Российской Федерации и народный контроль в СССР: сравнительно-правовой анализ моделей // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2015. № 11. С. 115–125.
Кузнецов А.С. Общественный контроль, государственный контроль, государственный аудит: к вопросу о соотношении понятий // Государственный аудит. Право. Экономика. 2012. № 3. С. 113–117.
Ануфриева А.А. Проблемы повышения качества целевых программ: содержательный анализ // Baikal research journal. 2013. № 4. С. 8.
Траченко М.Б. Развитие методологии бюджетирования в системе общественных финансов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2012. № 1. С. 69–78.
Крохина Ю.А. Вопросы финансового контроля в программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года // Академический юридический журнал. 2011. № 2. С. 11–15.
Богославцева Л.В. К вопросу о роли федерального казначейства в повышении эффективности финансирования государственных (муниципальных) программ // Успехи современного естествознания. 2015. № 1. С. 260–264.