+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Методика расчета индекса и оценка транспортной доступности субъектов РФ

Купить электронную версию статьи

т. 26, вып. 11, ноябрь 2020

Получена: 17.09.2020

Получена в доработанном виде: 01.10.2020

Одобрена: 15.10.2020

Доступна онлайн: 27.11.2020

Рубрика: Инвестиционная деятельность

Коды JEL: L91, L98, R41, R53, R58

Страницы: 2410–2426

https://doi.org/10.24891/fc.26.11.2410

Савруков А.Н. доктор экономических наук, профессор департамента математики, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация 
savrukov_a@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-0739-4287
SPIN-код: 6334-8890

Савруков Н.Т. доктор экономических наук, профессор кафедры организации и менеджмента, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (НГИЭУ), Княгинино, Нижегородская область, Российская Федерация 
mikul.savrukov@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-1688-9006
SPIN-код: 9434-6625

Предмет. Транспортная доступность субъектов РФ.
Цели. Разработка ключевых показателей и методики оценки транспортной доступности, потенциальной емкости рынка регионов с учетом социально-экономических характеристик, географического положения и уровня связанности территорий.
Методология. Использованы методы экономического, статистического анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, метод k-means.
Результаты. Предложены система уравнений издержек и выгод экономических агентов, критерии и методика оценки индекса транспортной доступности. Проведена апробация предложенного методического инструментария на материалах РФ за 2018 г., оценка и ранжирование субъектов РФ по уровню транспортной доступности. Авторами определен потенциальный объем рынка, выявлен перечень регионов-лидеров и аутсайдеров. В результате кластеризации субъектов РФ методом k-means выделены четыре группы регионов по уровню транспортной доступности.
Область применения. Разработанный индекс транспортной доступности целесообразно использовать в рамках анализа и мониторинга эффективности инфраструктурных расходов, влияющих на изменение транспортной доступности населенных пунктов.
Выводы. Использование подхода позволит сформировать основу для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности планирования развития территорий и оценку социально-экономических эффектов предлагаемых мер.

Ключевые слова: транспорт, инфраструктура, доступность, транспортные издержки

Список литературы:

  1. Harris C.D. The Market as a Factor in the Localization of Industry in the United States. Annals of the Association of American Geographers, 1954, vol. 44, iss. 4, pp. 315–348. URL: Link
  2. Hansen W.G. How Accessibility Shapes Land Use. Journal of the American Institute of Planners, 1959, vol. 25, iss. 2, pp. 73–76. URL: Link
  3. Wegener M., Schürmann C., Spiekermann K. The SASI Model. Berichte aus dem Institut für Raumplanung, 2000. URL: Link
  4. Vickerman R., Spiekermann K., Wegener M. Accessibility and Economic Development in Europe. Regional Studies, 1999, vol. 33, iss. 1, pp. 1–15. URL: Link
  5. Bryan J., Hill S., Munday M., Roberts A. Road Infrastructure and Economic Development in the Periphery: The Case of A55 Improvements in North Wales. Journal of Transport Geography, 1997, vol. 5, iss. 4, pp. 227–237. URL: Link00020-3
  6. Preston J. Integrating Transport with Socio-Economic Activity – A Research Agenda for the New Millennium. Journal of Transport Geography, 2001, vol. 9, iss. 1, pp. 13–24. URL: Link00039-9
  7. Head K., Mayer T. Chapter 3 – Gravity Equations: Workhorse, Toolkit, and Cookbook. Handbook of International Economics, 2014, vol. 4, pp. 131–195. URL: Link
  8. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 110 с.
  9. Дубовик В.О. Методы оценки транспортной доступности территории // Региональные исследования. 2013. № 4. С. 11—18. URL: Link.pdf
  10. Благовестова Т.Е. Типология регионов Центрального федерального округа по уровню развития социальной инфраструктуры в 1990—2013 гг. // Региональные исследования. 2015. № 4. С. 24—33. URL: Link.pdf
  11. Воронин И.Н., Страчкова Н.В., Курчанова Н.А. Оценка транспортной доступности Крыма на национальном рынке рекреационных услуг // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2017. Т. 3. № 1. С. 37—45. URL: Link
  12. Лавриненко П.А., Ромашина А.А., Степанов П.С., Чистяков П.А. Транспортная доступность как индикатор развития региона // Проблемы прогнозирования. 2019. № 6. С. 136—146. URL: Link
  13. Bruinsma F.R., Rietveld P. The Accessibility of European Cities: Theoretical Framework and Comparison Approaches. Environment and Planning A: Economy and Space, 1998, vol. 30, iss. 3, pp. 449–521. URL: Link
  14. Gutiérrez J. Location, Economic Potential and Daily Accessibility: An Analysis of the Accessibility Impact of the High-Speed Line Madrid-Barcelona-French Border. Journal of Transport Geography, 2001, vol. 9, iss. 4, pp. 229–242. URL: Link00017-5

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала