+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Финансовое просвещение как инструмент повышения уровня финансовой грамотности и формирования финансовой культуры российских граждан

Купить электронную версию статьи

т. 31, вып. 2, февраль 2025

Получена: 21.10.2024

Одобрена: 09.12.2024

Доступна онлайн: 27.02.2025

Рубрика: Финансовая система

Коды JEL: A20, D14, E44, Q12

Страницы: 24-42

https://doi.org/10.24891/fc.31.2.24

Ольга Юрьевна ДМИТРИЕВА кандидат экономических наук, доцент, Чувашский государственный университет им И.Н. Ульянова (ЧувГУ), Чебоксары, Российская Федерация 
14102010olga@mail.ru

https://orcid.org/0009-0003-5253-5293
SPIN-код: 6073-3992

Евгений Николаевич КАДЫШЕВ доктор экономических наук, профессор, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (ЧувГУ), Чебоксары, Российская Федерация 
kadyshev_en@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-5510-9044
SPIN-код: 6853-9784

Полина Геннадьевна ГОРБУНОВА старший преподаватель, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (ЧувГУ), Чебоксары, Российская Федерация 
polina7103@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-1044-5305
SPIN-код: 2471-3129

Алиса Олеговна ПАТЬЯНОВА старший преподаватель, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (ЧувГУ), Чебоксары, Российская Федерация 
alisa.patyanova@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-9785-4058
SPIN-код: 1775-6052

Предмет. Процесс функционирования системы финансового просвещения российских граждан.
Цели. Развитие современных подходов к рассмотрению, определению и анализу деятельности в области финансового просвещения российских граждан.
Методология. Использованы общенаучные методы, контент-анализ, экономико-статистический и абстрактно-логический методы.
Результаты. Уточнены понятия «финансовое образование» и «финансовое просвещение» в контексте повышения уровня финансовой грамотности и формирования финансовой культуры российских граждан. Раскрыты особенности информационно-просветительской практики основных участников процесса в сфере повышения финансовой грамотности населения.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы для развития системы финансового просвещения населения в регионах.
Выводы. Финансовая грамотность является необходимым условием повышения качества жизни, грамотность предполагает, что человек овладел финансовыми знаниями. Финансовое просвещение сегодня рассматривается как инструмент повышения уровня финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан. Механизм финансового просвещения реализуется в рамках информационно-просветительской деятельности среди различных целевых групп населения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовое просвещение, финансовая культура, население, информационно-просветительская деятельность

Список литературы:

  1. Евстафьева Е.Ю. От финансовой грамотности к финансовой культуре // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 3. С. 161–165. URL: Link
  2. Вагин В.В., Шаповалова Н.А. Актуальные вызовы и проблемы развития инициативного бюджетирования // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 1. С. 9–26. URL: Link
  3. Разумовская Е.А. Пользовательская активность в цифровой финансовой сфере как фактор повышения уровня финансовой грамотности россиян // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2022. № 3. С. 28–31. URL: Link
  4. Кузнецов О.В., Иванов А.В., Воровский Н.В., Шевалкин И.С. Институционализация финансовой грамотности взрослого населения России // Финансы: теория и практика. 2020. Т. 24. № 1. С. 34–45. URL: Link
  5. Аликперова Н.В. и др. Финансовая грамотность и финансовое просвещение населения: атлас российских практик: монография. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 177 с.
  6. Шмулевич Т.В. Анализ тенденций развития финансовой грамотности населения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 4-2. С. 226–229. URL: Link
  7. Никитина Т.В., Дембинскайте В.С., Скалабан М.П. Финансовая грамотность и ее детерминанты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5. С. 78–83. URL: Link
  8. Медведь И.В. Модель формирования финансовой грамотности: влияние на финансовое развитие личности обучающихся // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 3. С. 17–22.
  9. Петрова С.Ф., Борисова С.С., Васильева Н.П. Современные подходы финансового образования учащихся общеобразовательных школ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 217–220. URL: Link
  10. Ступникова О.Е. Развитие финансового образования: межрегиональные аспекты // Вестник экспертного совета. 2019. № 4. С. 74–78. URL: Link
  11. Cиматова О.Б. Анализ актуальных проблем психолого-педагогического просвещения // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. Вестник МГТУ. 2020. № 4. С. 8–23. URL: Link
  12. Жигалов С. Образование и просвещение как правовые категории // Образовательная политика. 2021. № 1. С. 16–21.
  13. Каганов В.Ш., Лочан С.А., Петросян Д.С. Волонтеры финансового просвещения: цифровое измерение: монография. М.: КноРус, 2024. 478 с.
  14. Каганов В.Ш., Лочан С.А., Петросян Д.С. Финансовое просвещение как инструмент развития человеческого капитала // Общество и экономика. 2022. № 7. С. 106–124.
  15. Каганов В.Ш., Лочан С.А., Петросян Д.С. Финансовое просвещение населения России и обеспечение социальной безопасности // Экономика образования. 2022. № 6. С. 72–82.
  16. Аликперова Н.В. Финансовое просвещение россиян: классификация целевых групп // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Т. 16. № 2. С. 42−50. URL: Link
  17. Александрова О.А., Аликперова Н.В., Виноградова К.В., Ненахова Ю.С. Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 169–185. URL: Link
  18. Кичерова М.Н., Муслимова Е.О. Неформальное образование на современном этапе: экспертное мнение // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 1. С. 64–85.
  19. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Просветительские запросы россиян // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 226–240. URL: Link
  20. Чеха В.В. Просветительская деятельность образовательных организаций: правовые и организационные аспекты // Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18. № 1. С. 198–210.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 31, вып. 2, февраль 2025

Другие номера журнала