Предмет. Процесс функционирования системы финансового просвещения российских граждан. Цели. Развитие современных подходов к рассмотрению, определению и анализу деятельности в области финансового просвещения российских граждан. Методология. Использованы общенаучные методы, контент-анализ, экономико-статистический и абстрактно-логический методы. Результаты. Уточнены понятия «финансовое образование» и «финансовое просвещение» в контексте повышения уровня финансовой грамотности и формирования финансовой культуры российских граждан. Раскрыты особенности информационно-просветительской практики основных участников процесса в сфере повышения финансовой грамотности населения. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы для развития системы финансового просвещения населения в регионах. Выводы. Финансовая грамотность является необходимым условием повышения качества жизни, грамотность предполагает, что человек овладел финансовыми знаниями. Финансовое просвещение сегодня рассматривается как инструмент повышения уровня финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан. Механизм финансового просвещения реализуется в рамках информационно-просветительской деятельности среди различных целевых групп населения.
Евстафьева Е.Ю. От финансовой грамотности к финансовой культуре // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 3. С. 161–165. URL: Link
Вагин В.В., Шаповалова Н.А. Актуальные вызовы и проблемы развития инициативного бюджетирования // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 1. С. 9–26. URL: Link
Разумовская Е.А. Пользовательская активность в цифровой финансовой сфере как фактор повышения уровня финансовой грамотности россиян // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2022. № 3. С. 28–31. URL: Link
Кузнецов О.В., Иванов А.В., Воровский Н.В., Шевалкин И.С. Институционализация финансовой грамотности взрослого населения России // Финансы: теория и практика. 2020. Т. 24. № 1. С. 34–45. URL: Link
Аликперова Н.В. и др. Финансовая грамотность и финансовое просвещение населения: атлас российских практик: монография. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 177 с.
Шмулевич Т.В. Анализ тенденций развития финансовой грамотности населения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 4-2. С. 226–229. URL: Link
Никитина Т.В., Дембинскайте В.С., Скалабан М.П. Финансовая грамотность и ее детерминанты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5. С. 78–83. URL: Link
Медведь И.В. Модель формирования финансовой грамотности: влияние на финансовое развитие личности обучающихся // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 3. С. 17–22.
Петрова С.Ф., Борисова С.С., Васильева Н.П. Современные подходы финансового образования учащихся общеобразовательных школ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 217–220. URL: Link
Ступникова О.Е. Развитие финансового образования: межрегиональные аспекты // Вестник экспертного совета. 2019. № 4. С. 74–78. URL: Link
Cиматова О.Б. Анализ актуальных проблем психолого-педагогического просвещения // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. Вестник МГТУ. 2020. № 4. С. 8–23. URL: Link
Жигалов С. Образование и просвещение как правовые категории // Образовательная политика. 2021. № 1. С. 16–21.
Каганов В.Ш., Лочан С.А., Петросян Д.С. Волонтеры финансового просвещения: цифровое измерение: монография. М.: КноРус, 2024. 478 с.
Каганов В.Ш., Лочан С.А., Петросян Д.С. Финансовое просвещение как инструмент развития человеческого капитала // Общество и экономика. 2022. № 7. С. 106–124.
Каганов В.Ш., Лочан С.А., Петросян Д.С. Финансовое просвещение населения России и обеспечение социальной безопасности // Экономика образования. 2022. № 6. С. 72–82.
Аликперова Н.В. Финансовое просвещение россиян: классификация целевых групп // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Т. 16. № 2. С. 42−50. URL: Link
Александрова О.А., Аликперова Н.В., Виноградова К.В., Ненахова Ю.С. Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 169–185. URL: Link
Кичерова М.Н., Муслимова Е.О. Неформальное образование на современном этапе: экспертное мнение // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 1. С. 64–85.
Духанина Л.Н., Максименко А.А. Просветительские запросы россиян // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 226–240. URL: Link
Чеха В.В. Просветительская деятельность образовательных организаций: правовые и организационные аспекты // Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18. № 1. С. 198–210.