+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Принятие финансовых решений предпринимателями в концепциях поведенческих финансов

Купить электронную версию статьи

т. 31, вып. 2, февраль 2025

Получена: 16.09.2024

Одобрена: 23.12.2024

Доступна онлайн: 27.02.2025

Рубрика: ТЕОРИИ ФИНАНСОВ

Коды JEL: D91, G4, L26

Страницы: 123-141

https://doi.org/10.24891/fc.31.2.123

Анастасия Вячеславовна ГРИГОРОВИЧ кандидат экономических наук, индивидуальный предприниматель, Москва, Российская Федерация 
a_kozhanova@bk.ru

https://orcid.org/0000-0002-5892-0841
SPIN-код: 5137-8705

Анна Владимировна МОРОЗОВА генеральный директор ООО «Отдел Кадров», руководитель проекта «Академия предпринимательства и личностного роста» при поддержке НКО Союз содействия женскому предпринимательству, Москва, Российская Федерация 
morozanna@list.ru

https://orcid.org/0009-0002-5196-8903
SPIN-код: отсутствует

Предмет. Поведенческие финансы и проверка данной концепции на российских предпринимателях.
Цели. Попытка изучить, как основные концепции поведенческих финансов проявляют себя в российской практике, а именно как российские предприниматели демонстрируют иррациональное поведение в процессе принятия финансовых решений, и каким образом приобретенный опыт ведения бизнеса позволяет делать рациональный выбор.
Методология. Использован систематический анализ экономической литературы и статистических данных, полученных в результате анкетирования.
Результаты. Выявлены и описаны основные концепции и постулаты поведенческих финансов, изучены психологические особенности и профессиональные характеристики исследуемой группы респондентов, а также сформирована анкета, адаптированная под особенности ведения деятельности российскими индивидуальными предпринимателями. Анализ результатов исследования подтверждает большую часть концепций поведенческих финансов, что говорит о приверженности эмоциональному выбору при принятии финансовых решений и в целом о склонности к иррациональному поведению исследуемой группы. При этом отсутствие стадного поведения и эффекта фрейминга отличают эту группу респондентов. Также у респондентов существует проблема неприятия риска и потерь, что не подтверждает теоретического утверждения о склонности к риску предпринимательского типа личности.
Выводы. Текущее исследование может стать основой для проведения аналогичных исследований на других группах российских респондентов.

Ключевые слова: поведенческие финансы, предпринимательство, риск, стадное поведение, фрейминг

Список литературы:

  1. Katarachia A., Konstantinidis A. Financial education and decision making processes. Procedia Economics and Finance, 2014, vol. 9, pp. 142–152. URL: Link00015-X
  2. Shiller R.J. From efficient markets theory to behavioral finance. The Journal of Economic Perspectives, 2003, vol. 17, no. 1, pp. 83–104. URL: Link
  3. Иваницкий В.П., Татьянников В.А. Рациональный и иррациональный подходы в сделках инвесторов на финансовых рынках // Journal of New Economy. 2019. Т. 20. № 5. С. 61–74. URL: Link
  4. Талер Р., Санстейн К. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  5. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: АСТ, 2022. 510 с.
  6. Kahneman D., Tverski A. Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk. Econometrica, 1979, vol. 47, no. 2, pp. 263–292.
  7. Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М.: Эксмо, 2022. 542 с.
  8. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2023. 706 с.
  9. Жилина И.Ю. Ричард Талер и история поведенческой экономики // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2018. № 2. С. 7–19. URL: Link
  10. Pacheco L., Lobao J., Coelho S. Gender and risk aversion: evidence from a natural experiment. Games, 2023, vol. 14, iss. 3, p. 49. URL: Link
  11. Bonilla C.A., Vergara M. Risk aversion, downside risk aversion, and the transition to indentureship. Theory and Decision, 2020, vol. 91, pp. 123–133. URL: Link
  12. Гришина Н.П. Проблема принятия инвестиционных решений с точки зрения практики поведенческих финансов // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2012. № 1. С. 16–20. URL: Link
  13. Wang Y., Wu Y., Zhou Z. The influence of framing effect in e-commerce sales strategies. Advances in Economics, Management and Political Sciences, 2023, vol. 38, pp. 154–159. URL: Link
  14. Giroux M.E., Derksen D.G., Coburn P.I., Bernstein D.M. Hindsight bias and COVID-19: hindsight was not 20/20 in 2020. Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 2023, vol. 12, iss. 1, pp. 105–115. URL: Link
  15. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  16. Друкер П. Эффективный руководитель. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 251 с.
  17. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce engénéral. Français modernisé par Stéphane Couvreur. Institut Coppet, 2011.
  18. Knight F.H. Risk, Uncertainty and Profit. Martino Fine Books, 2014, 394 p.
  19. Хайек Ф. Дорога к рабству: монография. М.: Экономика, 1992.
  20. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. 8-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2020. 256 с.
  21. Mariotti S., Glackin C. Entrepreneurship: Starting and Operating A Small Business. 4th ed. Pearson, 2014, 576 p.
  22. Bertrand M., Schoar A. Managing with style: the effect of managers on firm policies. The Quarterly Journal of Economics, 2003, vol. 118, no. 4, pp. 1169–1208. URL: Link
  23. Nofsinger J.R., Wang W. Determinants of start-up firm external financing worldwide. Journal of Banking and Finance, 2011, vol. 35, iss. 9, pp. 2282–2294. URL: Link
  24. Cole R. What do we know about the capital structure of privately held firms? Evidence from the surveys of small business finance. Financial Management, 2013, vol. 42, iss. 4, pp. 777–813. URL: Link
  25. Coleman S., Cotei C., Farhat J. The debt-equity financing decisions of U.S. startup firms. Journal of Economic and Finance, 2016, vol. 40, pp. 105–126. URL: Link
  26. Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. М.: Альпина Паблишер, 2019. 272 с.
  27. Koing J., Kleinmann M. Individual difference in the use of time management mechanics and in time discounting. Individual Differences Research, 2006, vol. 4, iss. 3, pp. 194–207.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 31, вып. 2, февраль 2025

Другие номера журнала