Предмет. Поведенческие финансы и проверка данной концепции на российских предпринимателях. Цели. Попытка изучить, как основные концепции поведенческих финансов проявляют себя в российской практике, а именно как российские предприниматели демонстрируют иррациональное поведение в процессе принятия финансовых решений, и каким образом приобретенный опыт ведения бизнеса позволяет делать рациональный выбор. Методология. Использован систематический анализ экономической литературы и статистических данных, полученных в результате анкетирования. Результаты. Выявлены и описаны основные концепции и постулаты поведенческих финансов, изучены психологические особенности и профессиональные характеристики исследуемой группы респондентов, а также сформирована анкета, адаптированная под особенности ведения деятельности российскими индивидуальными предпринимателями. Анализ результатов исследования подтверждает большую часть концепций поведенческих финансов, что говорит о приверженности эмоциональному выбору при принятии финансовых решений и в целом о склонности к иррациональному поведению исследуемой группы. При этом отсутствие стадного поведения и эффекта фрейминга отличают эту группу респондентов. Также у респондентов существует проблема неприятия риска и потерь, что не подтверждает теоретического утверждения о склонности к риску предпринимательского типа личности. Выводы. Текущее исследование может стать основой для проведения аналогичных исследований на других группах российских респондентов.
Katarachia A., Konstantinidis A. Financial education and decision making processes. Procedia Economics and Finance, 2014, vol. 9, pp. 142–152. URL: Link00015-X
Shiller R.J. From efficient markets theory to behavioral finance. The Journal of Economic Perspectives, 2003, vol. 17, no. 1, pp. 83–104. URL: Link
Иваницкий В.П., Татьянников В.А. Рациональный и иррациональный подходы в сделках инвесторов на финансовых рынках // Journal of New Economy. 2019. Т. 20. № 5. С. 61–74. URL: Link
Талер Р., Санстейн К. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Смит А. Теория нравственных чувств. М.: АСТ, 2022. 510 с.
Kahneman D., Tverski A. Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk. Econometrica, 1979, vol. 47, no. 2, pp. 263–292.
Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М.: Эксмо, 2022. 542 с.
Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2023. 706 с.
Жилина И.Ю. Ричард Талер и история поведенческой экономики // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2018. № 2. С. 7–19. URL: Link
Pacheco L., Lobao J., Coelho S. Gender and risk aversion: evidence from a natural experiment. Games, 2023, vol. 14, iss. 3, p. 49. URL: Link
Bonilla C.A., Vergara M. Risk aversion, downside risk aversion, and the transition to indentureship. Theory and Decision, 2020, vol. 91, pp. 123–133. URL: Link
Гришина Н.П. Проблема принятия инвестиционных решений с точки зрения практики поведенческих финансов // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2012. № 1. С. 16–20. URL: Link
Wang Y., Wu Y., Zhou Z. The influence of framing effect in e-commerce sales strategies. Advances in Economics, Management and Political Sciences, 2023, vol. 38, pp. 154–159. URL: Link
Giroux M.E., Derksen D.G., Coburn P.I., Bernstein D.M. Hindsight bias and COVID-19: hindsight was not 20/20 in 2020. Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 2023, vol. 12, iss. 1, pp. 105–115. URL: Link
Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
Друкер П. Эффективный руководитель. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 251 с.
Cantillon R. Essai sur la nature du commerce engénéral. Français modernisé par Stéphane Couvreur. Institut Coppet, 2011.
Knight F.H. Risk, Uncertainty and Profit. Martino Fine Books, 2014, 394 p.
Хайек Ф. Дорога к рабству: монография. М.: Экономика, 1992.
Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. 8-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2020. 256 с.
Mariotti S., Glackin C. Entrepreneurship: Starting and Operating A Small Business. 4th ed. Pearson, 2014, 576 p.
Bertrand M., Schoar A. Managing with style: the effect of managers on firm policies. The Quarterly Journal of Economics, 2003, vol. 118, no. 4, pp. 1169–1208. URL: Link
Nofsinger J.R., Wang W. Determinants of start-up firm external financing worldwide. Journal of Banking and Finance, 2011, vol. 35, iss. 9, pp. 2282–2294. URL: Link
Cole R. What do we know about the capital structure of privately held firms? Evidence from the surveys of small business finance. Financial Management, 2013, vol. 42, iss. 4, pp. 777–813. URL: Link
Coleman S., Cotei C., Farhat J. The debt-equity financing decisions of U.S. startup firms. Journal of Economic and Finance, 2016, vol. 40, pp. 105–126. URL: Link
Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. М.: Альпина Паблишер, 2019. 272 с.
Koing J., Kleinmann M. Individual difference in the use of time management mechanics and in time discounting. Individual Differences Research, 2006, vol. 4, iss. 3, pp. 194–207.