Предмет. Новый тип постиндустриального общества – экономика знаний, в котором главная роль отведена научному творчеству и интеллектуальному капиталу. Цели. Обосновать теоретически роль инструментов активизации научного творчества при переходе к экономике знаний в Российской Федерации. Методология. Использовались общенаучные методы, экономический анализ, контент-анализ, сравнение, обобщение, философская рефлексия. Результаты. В процессе научного творчества можно выделить три этапа и условия их осуществления: подготовка объекта к творчеству, применение инструментов и принципов упорядочивания хаоса природных форм, накопление творческих научных продуктов. Каждый этап научного творчества протекает в рамках национальной инновационной системы (НИС), и его эффективность зависит от условий, которые сложились в рамках данной системы: технологического уклада, ценностного кода населения, уровня развития народного хозяйства. Анализ этапов научного творчества в рамках российской НИС позволил выделить инструменты его активизации: налаживание эффективной коммуникации между участниками для распространения и генерации знаний; укрепление защиты результатов интеллектуальной деятельности на всех этапах творческого процесса; формирование институтов, развивающих гибкие навыки стратегического мышления и предпринимательской активности; формирование эффективной системы государственной научно-технической информации, поддержка и развитие научно-технических библиотек. Выводы. Экономика знаний представляет собой наивысшую ступень инновационного развития экономики, когда главным ресурсом обеспечения конкурентоспособности становятся инвестиции в человеческий капитал, а их доходность обеспечивается результатами научного творчества.
Аганбегян А.Г. О приоритетном развитии сферы экономики знаний // Экономическое возрождение России. 2021. № 1. С. 15–22. URL: Link
Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 462 с.
Lundvall B.A. (ed.). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, Anthem Press, 2010, 404 p.
Metcalfe J.S. Technology Systems and Technology Policyinan Evolutionary Framework. Cambridge Journal of Economics, 1995, vol. 19, no. 1, pp. 25–46.
Данилевич Я.Б., Коваленко С.А. Имидж ученого: современные PR-технологии в экономике знаний // Вестник Российской академии наук. 2005. Т. 75. № 1. С. 32–35.
Коровникова Н.А. Экономика знаний и знание экономики (на примере модели УРГЭУ) // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. № 15-2. С. 539–541. URL: Link
Трофимова Н.Н. Постиндустриальный переход к модели экономики знаний в условиях инновационных и цифровых сдвигов // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12-4. С. 118–120. URL: Link
Кун Т. После «Структуры научных революций». М.: АСТ, 2014. 515 с.
Поппер К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней // Философия науки и техники. 1997. Т. 3. № 1. С. 50–59. URL: Link
Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
Овенден Р. Сожжение книг. История уничтожения письменных знаний от античности до наших дней. СПб.: Питер, 2022. 381 с.