+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Влияние негативных новостей в региональных СМИ на финансовое поведение населения

Купить электронную версию статьи

т. 31, вып. 3, март 2025

Получена: 26.12.2024

Одобрена: 09.01.2025

Доступна онлайн: 27.03.2025

Рубрика: ТЕОРИИ ФИНАНСОВ

Коды JEL: C45, C55, D1, E21, G41

Страницы: 105-128

https://doi.org/10.24891/fc.31.3.105

Александр Александрович ПОМУЛЕВ кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
sasha-pomulev@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-3189-1534
SPIN-код: 2828-4575

Бэла Саидовна БАТАЕВА доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
bela.bataeva@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-5700-1667
SPIN-код: отсутствует

Предмет. Влияние негативных новостей российских СМИ (региональных) на финансовое поведение домохозяйств в регионах страны.
Цели. Поиск доказательств того, что негативная тональность новостей влияет на финансовое поведение населения (домохозяйств) в сторону потребления.
Методология. Использован анализ больших данных (34 800 новостей Российской газеты за 2022 г.). Применен метод TF-IDF и машинное обучение с учителем, построена модель логической регрессии.
Результаты. Проверена гипотеза о наличии негативного уклона при передаче новостей в СМИ на примере Российской газеты. Гипотеза не подтвердилась. Подтверждена гипотеза о связи негативных новостей с предпочтением домохозяйств в сторону потребления, нежели сбережений. Обнаружена одинаковая корреляция доли как негативных новостей, так и позитивных с индексом потребительской активности населения в регионах России, измеренная с помощью индексов ПАО Сбербанк.
Выводы. Полученные результаты могут применяться для моделирования финансового поведения домохозяйств с тем, чтобы прогнозировать всплески потребительской и инвестиционной активности при построении финансовых моделей для целей бизнеса.

Ключевые слова: поведенческие финансы, финансовое поведение населения, контент-анализ СМИ, негативные новости, машинное обучение

Список литературы:

  1. Яковлева К.  Оценка экономической активности на основе текстового анализа // Деньги и кредит. 2018. Т. 77. № 4. С. 26–41.
  2. Bendau A., Petzold M.B., Pyrkosch L. et al. Associations between COVID-19 related media consumption and symptoms of anxiety, depression and COVID-19 related fear in the general population in Germany. European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience, 2021, vol. 271, pp. 283–291. URL: Link
  3. Qiu J., Shen B., Zhao M. et al. A nationwide survey of psychological distress among Chinese people in the COVID-19 epidemic: implications and policy recommendations. General Psychiatry, 2020. vol. 33, iss. 2. URL: Link
  4. Wiederhold B.K. Using social media to our advantage: alleviating anxiety during a pandemic. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2020, vol. 23, no. 4, pp. 197–198. URL: Link
  5. Casarin R., Squazzoni F. Being on the Field When the Game Is Still Under Way. The Financial Press and Stock Markets in Times of Crisis. PLOS ONE, 2013, vol. 8(7). URL: Link
  6. Казун А.Д. Как экономика в новостях влияет на новости в экономике? Обзор теорий о специфике и роли экономических дискуссий в СМИ // Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 3. С. 97–139. URL: Link
  7. Капелюшников Р.И. Вокруг поведенческой экономики: несколько комментариев о рациональности и иррациональности // Журнал экономической теории. 2018. Т. 15. № 1. С. 359–376.
  8. Leung D.K.K., Lee F.L.F. How Journalists Value Positive News. Journalism Studies, 2015, vol. 16, iss. 2, pp. 289–304. URL: Link
  9. Soroka S., Fournier P., Nir L. Cross-national evidence of a negativity bias in psychophysiological reactions to news. PNAS, 2019, vol. 116, pp. 18888-18892. URL: Link
  10. Soroka S., McAdams S. News, Politics, and Negativity. Political Communication, 2015, vol. 32, iss. 1, pp. 1–22. URL: Link
  11. Попова О.И. Влияние цифровизации на потребительское поведение и развитие СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3. С. 121–127. URL: Link
  12. Пашков С.Г. Неэкономическое устройство потребительских настроений: роль социальной укорененности в анализе изменчивости ожиданий // Экономическая социология. 2024. Т. 25. № 3. С. 183–212. URL: Link
  13. Манахова И.В. Влияние информационных каскадов на поведение потребителя // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2016. № 3. С. 19–22. URL: Link
  14. Федорова Е.А., Хрустова Л.Е., Демин И.С. Влияние тональности новостей на кредитный рынок в период санкций // Экономическая наука современной России. 2021. № 1. С. 97–116. URL: Link
  15. Афанасьев Д.О., Федорова Е.А., Рогов О.Ю. О влиянии тональности новостей в международных СМИ на рыночный курс российского рубля: текстовый анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 23. № 2. С. 264–289. URL: Link
  16. Шуляк Е. Макроэкономическое прогнозирование с использованием данных социальных сетей // Деньги и кредит. 2022. Т. 81. № 4. С. 86–112.
  17. Williams A. Metaphor, Media, and the Market. International Journal of Communication, 2013, vol. 7, pp. 1404–1417.
  18. Liu B. Sentiment Analysis and Subjectivity. In: Handbook of Natural Language Processing, 2nd ed, Chapman and Hall, 2010, pp. 627–666.
  19. Kan D. Rule-based approach to sentiment analysis at ROMIP 2011. URL: Link
  20. Baccianella S., Esuli A., Sebastiani F. SentiWordNet 3.0: An enhanced lexical resource for sentiment analysis and opinion mining. Proceedings of the Seventh International Conference on Language Resources and Evaluation (LREC'10), Valletta, Malta, European Language Resources Association (ELRA), 2010, pp. 2200–2204. URL: Link
  21. Sailunaz K., Alhajj R. Emotion and sentiment analysis from Twitter text. Journal of Computational Science, 2019, vol. 36, 101003. URL: Link
  22. Kour H., Gupta M.K. Hybrid evolutionary intelligent network for sentiment analysis using Twitter data during COVID-19 pandemic. Expert Systems, 2024, vol. 41, iss. 3. URL: Link
  23. Хватков В.И. Современные технологии анализа тональности текста как инструментарий поведенческих финансов // Российский экономический интернет-журнал. 2024. № 2. URL: Link
  24. Батаева Б.С., Чеглакова Л.М., Мелитонян О.А. Социально ответственное поведение компаний малого и среднего бизнеса в России: кросс-культурные координаты Г. Хофстеде // Российский журнал менеджмента. 2020. Т. 18. № 2. С. 155–188. URL: Link
  25. Мир человека: неопределенность как вызов / отв. ред. Г.Л. Белкина. М.: Ленанд, 2019. 520 с.
  26. Курчеева Г.И., Копылов В.Б. Цифровизация услуг для улучшения качества социальной инфраструктуры // π-Economy. 2022. Т. 15. № 3. С. 7–21. URL: Link
  27. Баврина А.П., Борисов И.Б. Современные правила применения корреляционного анализа // Медицинский альманах. 2021. № 3. С. 70–79. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 31, вып. 3, март 2025

Другие номера журнала