Вера Владимировна ЛЕВИНАдоктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры инновационного менеджмента и социального предпринимательства Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны», Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация vvl2004@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-9985-9872 SPIN-код: 8961-1710
Александр Сергеевич ВАСИНдоктор экономических наук, начальник управления бюджетного мониторинга, Федеральное казначейство, Москва, Российская Федерация vasin_as@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 9461-9901
Николай Антонович ШУЛЬЖЕНКОдоктор технических наук, профессор кафедры финансов и менеджмента, Тульский государственный университет (ТулГУ), Тула, Российская Федерация fim5-306@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 2666-8710
Предмет. Доходы бюджетов городских округов Московской области, связанные с их включенностью в Московскую агломерацию. Цели. Обоснование отличительных черт городских бюджетов в Московской области, определение возможностей бюджетной политики, которые есть у органов местного самоуправления, формулирование предложений по повышению эффективности формирования доходов. Методология. Применялись общенаучные методы: анализ, синтез, аналогия, сравнение и группировка. Результаты. Проанализированы особенности доходов бюджетов городских округов Московской области. Проведена оценка влияния численности населения, удаленности городского округа от столицы, наличия статуса наукограда на структуру его бюджетных доходов. Установлено, что величины общих и налоговых доходов не находятся в прямой связи с численностью населения. Удаленность от Москвы оказывает влияние на некоторые бюджетные параметры, что связано с рядом причин, включая структуру занятости и место уплаты НДФЛ, уровень заработной платы, стоимость имущества. Поступления неналоговых доходов также находятся в связи с удаленностью городского округа, так как данный фактор влияет на величину арендных ставок, а доходы от использования имущества являются основными среди неналоговых поступлений. Доказано, что бюджеты наукоградов и прочих городских округов характеризуются сходной структурой доходов, а на различия между их бюджетами влияют другие факторы. Выводы. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности органов власти Московской области и органов местного самоуправления городских округов при планировании бюджетных доходов, совершенствовании межбюджетных отношений. Перспективными направлениями называются формирование механизмов передачи дополнительных доходов на местный уровень, разработка мероприятий по дополнительной поддержке наукоградов и развитию технологического предпринимательства.
Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. Развитие больших городов России в 2010-х годах // Региональные исследования. 2019. № 1. С. 39-51.
Зубаревич Н.В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 5-19.
Печенская-Полищук М.А. Влияние процессов централизации и децентрализации на формирование налогового потенциала территорий // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 2. С. 658-672.
Климанов В.В., Михайлова А.А. Бюджетная политика крупнейших российских городов как инструмент ответа на глобальные вызовы // Финансы: теория и практика. 2024. Т. 28. № 4. С. 71-83. URL: Link
Кузнецова О.В. Бюджетные возможности городов-миллионников в России как фактор их социально-экономического развития // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2018. № 4. С. 75-82. URL: Link
Швецов А.Н. Государство и агломерации: как выстраиваются их взаимоотношения // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2023. № 4. С. 2-5.
Кузнецова О.В. «Вторые» города в государственном регулировании пространственного развития // Terra Economicus. 2022. Т. 20. № 4. С. 129-140. URL: Link
Карачурина Л.Б. Динамика населения центров и вторых городов регионов в России: проявляются ли тенденции к полицентризму? // Известия РАН. Серия Географическая. 2018. № 4. С. 7-21.
Дякин А.М. Вопросы совершенствования муниципального управления (на примере городского округа Балашиха Московской области) // Актуальные исследования. 2024. № 20-3. С. 72-75.
Ильиных М.О. Роль местного самоуправления в экономическом развитии городского округа Красногорск // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2024. № 2. С. 113-123.
Новиков А.И., Шумков А.С. Возможные направления выстраивания асимметричной модели межбюджетных отношений на примере муниципальных образований Московской области // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2014. № 7. С. 276-283.
Никитская Е.Ф., Валишвили М.А., Горбачёва И.А. Финансовые и инфраструктурные аспекты инвестиционно-инновационного развития муниципальных образований Московской области // Путеводитель предпринимателя. 2020. Т. 13. № 3. С. 79-97.
Кузнецова О.В., Бабкин Р.А. Наукограды Московской области: социально-экономическая специфика и детерминанты развития // Инновации. 2024. № 2. С. 3-14.
Friedmann J. Regional Development Policy: A Case Study of Venezuela. MIT Press, 1966, 279 p.
Левина В.В. Согласование интересов в бюджетной политике субъектов Российской Федерации // Федерализм. 2019. № 1. С. 100-117.
Тимушев Е.Н., Михайлова А.А. Нормативы отчислений от налогов - резерв в наращивании доходов муниципальных образований // Финансы. 2024. № 2. С. 14-23.
Голованова Н.В. Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская практика // Финансовый журнал. 2018. № 2. С. 24-35. URL: Link
Тимушев Е.Н. Внутрирегиональная бюджетная децентрализация: показатели и динамика // Финансы. 2019. № 8. С. 19-26.
Яговкина В.А., Еремина Д.А. Проблемы регулирования межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях // Финансовое право. 2017. № 12. С. 19-21.