Жулькова Ю.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и экономики, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет zhulkova@mail.ru
Современная практика функционирования предприятий независимо от их размеров и отраслевой принадлежности при реализации стратегии развития показывает необходимость рационального управления затратами. Все более динамичное развитие рыночной среды является основной причиной применения новых инструментов, необходимых менеджерам при разработке согласованной стратегии в рамках каждого конкретного предприятия или их группы. В соответствии с многолетним опытом зарубежных компаний вполне оправдано применение методов стратегического управленческого учета. В этом случае предприятия решают ряд задач, в числе которых обеспечение эффективного функционирования. Финансовый успех компании не в последнюю очередь зависит от удовлетворенности клиентов высоким качеством товаров и работ и от уровня затрат на производство продукции. Последнее актуально независимо от существующих экономических условий, поскольку как при росте конкуренции, так и в период кризиса вопросы снижения себестоимости продукции стоят наиболее остро. Для достижения основных целей компании представляется целесообразным на различных стадиях жизненного цикла продукции наряду с применением традиционных методов управления внедрять инструменты стратегического управленческого учета, что будет залогом и отправной точкой развития современного стратегического менеджмента на предприятии. Применение такого инструмента стратегического управленческого учета, как таргет-костинг, позволяет при решении снижении себестоимости продукции исходить из потребностей клиентов, определенных на ранних стадиях работы над проектом на основе современных маркетинговых технологий, что впоследствии приводит к снижению риска, связанного с реализацией. Исследование демонстрирует возможность адаптации для строительных организаций указанных методов и показывает их реализацию на примере строительной продукции. Показаны преимущества применения рассмотренных инструментов. Цель работы - в определении возможности и актуальности применения методов стратегического управленческого учета на предприятиях, создающих и реализующих строительную продукцию. Основные задачи сводятся к следующему: установить место стратегического управления в развитии предприятий строительной отрасли; оценить необходимость организации в компаниях стратегического управленческого учета; показать целесообразность применения методик этого учета на этапе разработки строительной продукции. В исследовании применены сравнительный анализ, систематизация и контент-анализ. Представленные расчеты показали возможность и эффективность применения на практике таргет-костинга, что позволяет выявить пути снижения себестоимости строительной продукции. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами практического применения инструментов стратегического управленческого учета в строительной сфере. Управление на основе таких методов играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования предприятия, поскольку предоставленная в рамках управленческого учета информация является основным источником определения конкурентных преимуществ компании.
Ключевые слова: управление, учет, управленческий учет, эффективность управления, управление себестоимостью, таргет-костинг, прибыль, строительство, недвижимость
Список литературы:
Адамов Н.А. Управленческий учет в строительстве // Бухучет в строительных организациях. 2009. № 2. С. 16–20.
Адамов Н.А., Чернышев В.Е. Особенности калькулирования себестоимости строительной продукции // Бухучет в строительных организациях. 2009. № 4. С. 13–20.
Арташина И.А., Жулькова Ю.Н., Крутова Н.Ю. Кластерный механизм реализации жилищной политики региона: монография. Нижний Новгород: НИМБ, 2013.
Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С. 12–23.
Вахрушина М.А., Малиновская Н.В. Управленческий учет деятельности медицинских государственных (муниципальных) учреждений: организационные подходы // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 41. С. 2–16.
Гипермаркет недвижимости Нижнего Новгорода и области. URL: Link.
Друри К. Управленческий и производственный учет. М.: Юнити-Дана, 2005. 735 c.
Зимакова Л.А., Цыгулева С.Н., Серебренникова И.В. Применение методов и моделей управленческого учета на разных стадиях строительной деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 42. С. 2–12.
Костюкова Е.И., Бобрышев А.Н. Перспективы и закономерности развития отечественной системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 40. С. 23–31.
Костюкова Е.И., Феськова М.В. Использование различных калькуляционных систем в деятельности предприятий алкогольной промышленности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 34. С. 2–8.
Кулешова И.Б. Методика управленческого анализа составляющих стоимости строительства // Управленческий учет. 2014. № 6. С. 29–38.
Кулешова И.Б. Роль управленческого контроля в системе управленческого учета, анализа и бюджетирования стоимости строительства // Управленческий учет. 2013. № 11. С. 80–89.
Курилов К.Ю., Курилова А.А. Использование системы таргет-костинга для повышения эффективности деятельности предприятий российской автомобильной промышленности// Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 50–54.
Новак Е.В. Управленческий учет строительной компании. Актуальность и подходы // Экономика строительства. 2010. № 4. С. 9–16.
Попова Л.В., Дудина К.Э. Особенности проведения функционально-стоимостного анализа в России и США // Управленческий учет. 2013. № 11. С. 42–56.
Сваталова Ю.С., Еремин И.В. Управленческий учет и анализ как основа финансовой политики строительной организации // Бухучет в строительных организациях. 2009. № 3. С. 22–26.
Сидорова М.И., Гордеева Е.И. Управленческий учет и менеджмент: вопросы кросс-функционального взаимодействия // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 35. С. 2–15.
Ткаченко В.Я., Максимова О.Н. Управленческий учет в строительстве как необходимое условие перехода к контроллингу // Сибирская финансовая школа. 2009. № 2. С. 109–112.
Удалова З.В., Пошелюк Л.А. Стратегический анализ затрат в сельскохозяйственных организациях. URL: Link.
Шегурова В.П., Аниськина Е.В. Практика применения системы таргет-костинга в сфере обслуживания в регионе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5–1. С. 278–281.
Bhimani A. Risk management, corporate governance and management accounting: Emerging interdependencies // Management Accounting Research. 2009. Vol. 20. № 1. P. 2–5.
Bromwich M. The case for strategic management accounting: the role of accounting information for strategy in competitive markets // Accounting, Organizations and Society. 1990. Vol. 15. № 1-2. P. 27–46.
Cinquini L., Tenucci A. Strategic management accounting and business strategy: a loose coupling? // Journal of Accounting & Organizational Change. 2010. Vol. 6. Iss. 2. P. 228–259.
Coombs H., Hobbs D., Jenkins E. Management Accounting: Principles and Applications. London: SAGE Publications, 2005.
Cooper D. Discussion of Towards a Political Economy of Accounting // Accounting. Organisation and Society. 1980. Vol. 5. № 1. P. 161–166.
Cravens K.S., Guilding C. An Empirical Study of the Application of Strategic Management Accounting Techniques // Advances in Management Accounting. 2001. № 10. P. 95–124.
Ghozali I. The application of advanced management accounting: does it improve company performance? URL: Link.
Govindarajan V. A contingency approach to strategy implementation at the business-unit level: integrating administrative mechanisms with strategy // The Academy of Management Journal. 1988. Vol. 31. № 4. P. 828–853.
Kaplan R.S. Management accounting (1984–1994): development of new practice and theory // Management accounting Research. 1994. Vol. 5. № 3-4. P. 247–260.
Khajavi Sh., Nazemi A. Innovation in Management Accounting: The Needs of World-Class Firms. URL: Link.
Luft J.L., Shields M.D. Mapping Management Accounting: Graphics and Guidelines for Theory-Consistent Empirical Research. URL: Link.
Malmi T., Granlund M. In Search of Management Accounting Theory. URL: Link.
Roslender R. Relevance Lost and Found: Critical Perspectives on the Promise of Management Accounting // Critical Perspectives on Accounting. 1996. Vol. 7. № 5. P. 533–561.
Roslender R., Hart S.J. Integrating Management Accounting and Marketing in the Pursuit of Competitive Advantage: The Case for Strategic Management Accounting // Critical Perspectives on Accounting. 2002. Vol. 13. № 2. P. 255–277.
Shank J.K. Analysing technology investments – from NPV to Strategic Cost Management (SCM) // Management Accounting Research. 1996. Vol. 7. № 2. P. 185–197.
Simmonds K. Strategic Management Accounting // Management Accounting (UK). 1981. V. 59. № 4. P. 26–29.
Šoljaková L. Strategic Management Accounting Development during Last 30 Years // European Financial and Accounting Journal. 2012. Vol. 2012. Iss. 2. Р. 24–35.