Котенева Т.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа, Самарский государственный экономический университет, Самара, Российская Федерация kotenevatv@mail.ru
В статье проведен анализ нормативных документов Российской Федерации по реформе бюджетных учреждений, в результате которой появился новый тип учреждения - казенное учреждение. Казенные учреждения представляют собой одну из форм некоммерческих организаций и обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет. В этой связи дано авторское определение учетной политики и представлены ее теоретические и методические аспекты, которые являются важнейшим элементом обеспечения достоверной, своевременной, надежной информацией. Дана характеристика содержанию разделов учетной политики казенного учреждения, являющихся общими для каждой из ее частей, а также рассмотрены особенности содержания методических разделов налогового и управленческого учета казенного учреждения. В части бухгалтерского учета раскрыты методы оценки активов и обязательств, создание первичных учетных документов, по которым отсутствуют типовые формы, регистры бухгалтерского учета, рабочий план счетов, регламентированная внешняя отчетность, проведение внутреннего контроля за фактами хозяйственной жизни. Освещены методы признания доходов и расходов в целях налогообложения, дано определение объектов налогообложения, приведены порядок расчета налоговой базы и суммы налога, состав регистров налогового учета, рабочий план счетов и налоговая отчетность. Организационный раздел содержит требования к должностным инструкциям специалистов, отвечающим за ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета. В техническом разделе обоснована целесообразность применения в казенных учреждениях программного продукта на базе "1 С: Бухгалтерия государственного учреждения 8". Определена структура учетной политики казенного учреждения. Область применения результатов продиктована поиском создания и формирования единой учетной политики для казенных учреждений в трех частях учета - бухгалтерского, налогового и управленческого. Данная учетная политика содержит методические, организационные и технические аспекты, которые предложены автором и в дальнейшем могут быть использованы в создании единой учетной политики для казенных учреждений.
Абанкина И.В. Механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений, обеспечивающие реализацию ФГОС с учетом особенностей финансирования трех типов учреждений (казенные, бюджетные, автономные) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С. 12–16.
Букина И.С., Черных С.И. Бюджетирование, ориентированное на результат, и новое правовое положение государственных (муниципальных) предприятий // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2012. № 1. С. 25–43.
Загарских В.В. Системабюджетирования как основа сметного планирования в производственных подразделениях казенных учреждений уголовно-исполнительной системы // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 44. С. 30–40.
Загарских В.В. Составление бюджетной сметы в части, приносящей доход деятельности казенных учреждений уголовно-исполнительной системы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 16. С. 20–28.
Знаменский Б.И., Шихов А.Ю. Выбытие основного средства в казенном учреждении путем его передачи //Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2011. № 11. С. 50–56.
Комиссарова Е.Г. Единство и дифференциация в регулировании правового статусабюджетных и казенных учреждений // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 4. С. 21–31.
Крапивин Д.С. Казенные, бюджетные и автономные учреждения северных регионов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 539.
Лисин Н.В., Рудник Б.Л. Реформа бюджетного сектора: проблемы, риски и перспективы //Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 60–77.
Маняева В.А. Формирование учетно-информационного обеспечения в системе стратегического контроллинга // Управленческий учет. 2011. № 11. С. 85–92.
Набойщикова Т.Ю., Глущенко А.В. Формирование учетной политики для целей налогообложения бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 14. URL: Link.
Останин А.А. Сравнительная характеристика типов государственных (муниципальных) учреждений по новому законодательству //Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 63–67.
Пискунов В.А.,Маняева В.А. Политика по управленческому учету доходов и расходов высшего учебного заведения // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 31. С. 15–20.
Родкевич Е.Ф. Некоторые аспекты правового положения казенных учреждений на примере казенных учреждений, находящихся в ведении федерального агентства железнодорожного транспорта // Аграрное и земельное право. 2014. № 10. С. 16–21.
Супроткина В.И. Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях (на примере казенных учреждений) //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 4. С. 9–18.
Терехова В.А. О статусе и налогообложении казенных учреждений //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 19. С. 15–17.
Шишкоедова Н.Н. Некоторые особенности налогообложения казенных учреждений // Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2012. № 5. С. 62–74.
Шихов А.Ю., Артемова И.В.Учетная политика казенных учреждений в 2012 г. в целях налогового учета // Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2012. № 3. С. 45.