+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Международный бухгалтерский учёт»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.5. Мировая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Налог на Google: как не сделать шаг назад в ближайшем будущем?

т. 21, вып. 10, октябрь 2018

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 30.07.2018

Получена в доработанном виде: 10.08.2018

Одобрена: 17.08.2018

Доступна онлайн: 15.10.2018

Рубрика: Налоги и налогообложение

Коды JEL: Н22, H25

Страницы: 1129–1139

https://doi.org/10.24891/ia.21.10.1129

Тихонова А.В. кандидат экономических наук, старший преподаватель департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет, доцент кафедры статистики и эконометрики, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева (РГАУ–МСХА им. К.А. Тимирязева), Москва, Российская Федерация 
AVTihonova@fa.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 3132-4004

Предмет. Цифровизация национальной экономики коснулась всех отраслей и сфер жизнедеятельности, что приводит к возникновению электронных форм бизнеса. В данном аспекте одним из важнейших вопросов является вовлечение в налоговое поле иностранных компаний, оказывающих электронные услуги. Российская Федерация занялась вопросами налогообложения таких организаций в 2017 г. путем введения налога на Google, представляющего собой НДС с реализации электронных услуг. В 2019 г. ожидаются серьезные налоговые изменения в данной области, что и является предметом настоящего исследования.
Цели. Выявление проблем в практике налогообложения и налогового администрирования НДС электронных услуг, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Методология. В работе использованы классические приемы экономического анализа, индукция и дедукция. Направления совершенствования налога на Google определялись с помощью сравнительных методов.
Результаты. Общие правила налогообложения НДС электронных услуг с 01.01.2019 изменяются в сегменте В2В: уплата налога полностью переносится на иностранных продавцов. Кроме того, унифицируется документальное подтверждение места оказания услуги между физическими лицами и бизнесом. В рамках анализа элементов налогообложения выявлены технические (определение места реализации цифровой услуги) и организационные (отсутствие имущества на территории России) проблемы эффективного налогового администрирования. Предложено использовать передовой зарубежный опыт (на примере ЕС) в части механизма обратного исчисления НДС.
Выводы. Сделан вывод о том, что успешному механизму реализации налогообложения НДС электронных услуг препятствуют значительные законодательные и технические проблемы, еще более усиливаемые налоговыми изменениями, вводимыми с 1 января 2019 г.

Ключевые слова: НДС, налог на Google, налоговое администрирование, электронные услуги, Интернет

Список литературы:

  1. Милоголов Н.С., Берберов А.Б. Анализ эффективности налоговой льготы по НДС для ИТ-компаний // Налоги и налогообложение. 2017. № 11. С. 18–26.
  2. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Малахова Л.И. Рынок цифрового контента: новый порядок взимания НДС // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4. С. 43–46. URL: Link
  3. Бозов А.А. Налогообложение НДС электронных услуг (налог на Google) // Вестник профессионального бухгалтера. 2017. № 1-3. С. 83–88.
  4. Ем А.В. Основные направления совершенствования системы взимания налога на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3. С. 77–86. URL: Link
  5. Сотникова Л.В. Электронные услуги: обложение налогом на добавленную стоимость // Бухучет в строительных организациях. 2017. № 4. С. 57–63.
  6. Макаров В.С., Чернева Ю.А., Казакова Н.А. Налог на Google как источник привлечения дополнительных денежных средств в бюджет / Финансовые стратегии и модели экономического роста России: проблемы и решения. Сб. науч. статей. М.: Аудитор, 2017. С. 103–112. URL: Link
  7. Сенная И.К. Совершенствование налогообложения электронной коммерции как наиболее перспективной сферы российской экономики // Научно-практические исследования. 2017. № 2. С. 236–239. URL: Link
  8. Борисичев А.А., Коршакова Д.М. «Налог на Google»: спорные вопросы практики // Налоговед. 2017. № 6. С. 38–47.
  9. Шамсутдинова В.Ш. Особенности исчисления и взимания НДС с продажи иностранными компаниями электронных услуг российским потребителям // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2. С. 120–122. URL: Link
  10. Кабанов И.П. Модели взимания налогов и иных платежей в рамках трансграничной электронной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 10. С. 56–68. URL: Link
  11. Глебова О.П. Налог на Google и обязанности российских лиц // Налоговая политика и практика. 2017. № 7. С. 44–48.
  12. Милоголов Н.С. Проблемы и перспективы налогообложения НДС международных поставок цифровых услуг // Налоговая политика и практика. 2014. № 5. С. 74–79.
  13. Митин Д.А. Особенности налогового администрирования электронной коммерции в Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 5.
  14. Милоголов Н.С. Администрирование НДС в сфере электронной коммерции: опыт стран ЕС // Вестник АКСОР. 2015. № 3. С. 31–33.
  15. Астахов К.Г. Отчет ОЭСР по эффективному взиманию НДС: перспективы применения в России // Налоговед. 2017. № 12. С. 44–50.
  16. Соколовская Е.В. Косвенное налогообложение трансграничных сделок в электронной торговле // Экономика и управление. 2017. № 8. С. 37–47.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9381 (Online)
ISSN 2073-5081 (Print)

Свежий номер журнала

т. 27, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала