Романенко А.В.аспирантка кафедры бухгалтерского управленческого учета, Ставропольский государственный аграрный университет, ООО «Сапоре Ит», Ставрополь, Российская Федерация si-stav@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 2879-4390
Предмет. Система управления предприятием общественного питания имеет ряд особенностей. В сфере общественного питания появляются новые типы предприятий, форматы обслуживания и организации досуга и др. Необходимо применять оперативные системы контроля технологического, производственного и учетного процессов, в частности, систему ключевых показателей эффективности (KPI). Цели. Сравнение процедуры комплексной оценки эффективности предприятия общественного питания с системой KPI, анализ применяемых показателей эффективности в общественном питании, предложение о применении методики внедрения системы KPI, группировка ключевых показателей деятельности, разработка матрицы KPI для должности «шеф-повар» с оценочной шкалой коэффициента результативности. Методология. В процессе исследования были использованы теоретические методы познания, обобщение научной литературы экономической тематики, сравнительный анализ. Результаты. Сравнительный анализ методики комплексной оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания с системой KPI позволил определить различия в порядке проведения оценки и анализа, а также выявить преимущества применения системы KPI в ресторанном бизнесе. Представлена методика разработки и внедрения системы ключевых показателей деятельности, включающая три этапа. Классифицированы финансовые и нефинансовые показатели эффективности предприятий ресторанного бизнеса и услуг по доставке продуктов питания. В связи со спецификой общественного питания сделан акцент на изучении показателя эффективности использования трудовых ресурсов. Представлена матрица KPI для оценки эффективности должности «шеф-повар» с разработанной оценочной шкалой коэффициента результативности. Выводы. Мнения исследователей об использовании системы ключевых показателей эффективности неоднозначны. В ресторанном бизнесе система KPI может быть внедрена в систему управления и служить для определения сильных и слабых сторон функционирования организации. Организационно-правовая и отраслевая специфика индустрии питания обусловливает выбор показателей для оценки эффективности и результативности деятельности предприятия, подразделения либо работника. Оценку эффективности работы конкретного работника позволяет производить матрица KPI, разработанная с учетом требований исследуемого вида деятельности.
Ключевые слова: общественное питание, учетный процесс, система ключевых показателей эффективности, KPI, предприятие общественного питания
Список литературы:
Zhenting Xu., Fuxiang L., Weixing Li. On the Establishment of KPI Performance Evaluation System // Международные научные исследования. 2010. № 3-4. С. 95–98.
Мягков Е. Как разработать, формализовать и внедрить систему KPI на предприятии // Финансист. 2008. № 11.
Коптева К.В. Возможности применения системы KPI для мотивации персонала // Основы экономики, управления и права. 2014. № 4. С. 128–131. URL: Link
Коробейникова Е.В., Масаев Ю.А., Масаев В.Ю. Разработка матрицы ключевых показателей эффективности (KPI) // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 6. С. 216–222.
Палей Т.Ф., Зарипова Д.И. KPI как элемент стратегии развития организации // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2009. № 3. С. 22–26.
Пересыпкина Е.И. Нюансы при установлении бонусной системы оплаты труда // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 2. С. 13–18.
Орехова Е.В. Внедрение метода KPI в систему обеспечения финансовой безопасности предприятия // Економiчний часопис-XXI. 2014. № 11-12. С. 69–72.
Шарапова В.М., Борисов И.А., Шарапова Н.В. Эффективность системы управления компанией на основе KPI // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 9. С. 64–68.
Островская Л.Ю. Внедрение KPI в систему управления персоналом организации // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 3-1. С. 139–147.
Балашов В.Н. KPI как инструмент результативной и эффективной деятельности // Ежегодник «Виттевские чтения». 2014. № 1. С. 274–276.
Капилевич О.Л., Марков Н.Г. Информационная система управления эффективностью бизнеса на основе KPI // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 317. № 5. С. 178–183.
Васильева С. KPI: судебные тяжбы за бонусы и премии // Трудовое право. 2017. № 7. С. 5–15.
Герш М.В. Внедрение KPI // Отдел кадров коммерческой организации. 2017. № 3. С. 28–33.
Зиновьева А.А., Рассыпнинская Л.О. Проблемы и ошибки при внедрении KPI // Вестник ТИСБИ. 2014. № 2. С. 121–127.
Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. М.: Эксмо, 2010. 67 с.
Пробин Л.С. Проблемы адаптации система KPI к отдельным аспектам профессиональной деятельности управленческих кадров в туристских организациях // Материалы Ивановских чтений. 2015. № 4. С. 207–211.
Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. М.: Олимп Бизнес, 2008. 261 с.
Кузнецов А.Н., Новрузлу Э.А., Старостенко С.В. KPI-анализ как метод антикризисного управления предприятием // Стратегии бизнеса. 2014. № 2. С. 39–42.
Телепченкова Н.В. Кадры в ресторанном бизнесе: проблемы подбора и мотивации // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 6. С. 146–153.
Маев Д.В. Различие мнений в вопросах повышения производительности труда на российских предприятиях // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2016. Т. 26. № 2. С. 23–32.
Палаткина А.В., Степанова Н.И. Ошибки, возникающие при создании и внедрении системы ключевых показателей // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2012. № 181. С. 94–97.