+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Международный бухгалтерский учёт»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.5. Мировая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Система ключевых показателей эффективности (KPI) в общественном питании

Купить электронную версию статьи

т. 22, вып. 4, апрель 2019

Получена: 30.01.2019

Получена в доработанном виде: 05.02.2019

Одобрена: 19.03.2019

Доступна онлайн: 15.04.2019

Рубрика: Управленческий учет

Коды JEL: М5, М11, М12, М40

Страницы: 409–429

https://doi.org/10.24891/ia.22.4.409

Романенко А.В. аспирантка кафедры бухгалтерского управленческого учета, Ставропольский государственный аграрный университет, ООО «Сапоре Ит», Ставрополь, Российская Федерация 
si-stav@yandex.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 2879-4390

Предмет. Система управления предприятием общественного питания имеет ряд особенностей. В сфере общественного питания появляются новые типы предприятий, форматы обслуживания и организации досуга и др. Необходимо применять оперативные системы контроля технологического, производственного и учетного процессов, в частности, систему ключевых показателей эффективности (KPI).
Цели. Сравнение процедуры комплексной оценки эффективности предприятия общественного питания с системой KPI, анализ применяемых показателей эффективности в общественном питании, предложение о применении методики внедрения системы KPI, группировка ключевых показателей деятельности, разработка матрицы KPI для должности «шеф-повар» с оценочной шкалой коэффициента результативности.
Методология. В процессе исследования были использованы теоретические методы познания, обобщение научной литературы экономической тематики, сравнительный анализ.
Результаты. Сравнительный анализ методики комплексной оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания с системой KPI позволил определить различия в порядке проведения оценки и анализа, а также выявить преимущества применения системы KPI в ресторанном бизнесе. Представлена методика разработки и внедрения системы ключевых показателей деятельности, включающая три этапа. Классифицированы финансовые и нефинансовые показатели эффективности предприятий ресторанного бизнеса и услуг по доставке продуктов питания. В связи со спецификой общественного питания сделан акцент на изучении показателя эффективности использования трудовых ресурсов. Представлена матрица KPI для оценки эффективности должности «шеф-повар» с разработанной оценочной шкалой коэффициента результативности.
Выводы. Мнения исследователей об использовании системы ключевых показателей эффективности неоднозначны. В ресторанном бизнесе система KPI может быть внедрена в систему управления и служить для определения сильных и слабых сторон функционирования организации. Организационно-правовая и отраслевая специфика индустрии питания обусловливает выбор показателей для оценки эффективности и результативности деятельности предприятия, подразделения либо работника. Оценку эффективности работы конкретного работника позволяет производить матрица KPI, разработанная с учетом требований исследуемого вида деятельности.

Ключевые слова: общественное питание, учетный процесс, система ключевых показателей эффективности, KPI, предприятие общественного питания

Список литературы:

  1. Zhenting Xu., Fuxiang L., Weixing Li. On the Establishment of KPI Performance Evaluation System // Международные научные исследования. 2010. № 3-4. С. 95–98.
  2. Мягков Е. Как разработать, формализовать и внедрить систему KPI на предприятии // Финансист. 2008. № 11.
  3. Коптева К.В. Возможности применения системы KPI для мотивации персонала // Основы экономики, управления и права. 2014. № 4. С. 128–131. URL: Link
  4. Коробейникова Е.В., Масаев Ю.А., Масаев В.Ю. Разработка матрицы ключевых показателей эффективности (KPI) // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 6. С. 216–222.
  5. Палей Т.Ф., Зарипова Д.И. KPI как элемент стратегии развития организации // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2009. № 3. С. 22–26.
  6. Пересыпкина Е.И. Нюансы при установлении бонусной системы оплаты труда // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 2. С. 13–18.
  7. Орехова Е.В. Внедрение метода KPI в систему обеспечения финансовой безопасности предприятия // Економiчний часопис-XXI. 2014. № 11-12. С. 69–72.
  8. Шарапова В.М., Борисов И.А., Шарапова Н.В. Эффективность системы управления компанией на основе KPI // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 9. С. 64–68.
  9. Островская Л.Ю. Внедрение KPI в систему управления персоналом организации // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 3-1. С. 139–147.
  10. Балашов В.Н. KPI как инструмент результативной и эффективной деятельности // Ежегодник «Виттевские чтения». 2014. № 1. С. 274–276.
  11. Капилевич О.Л., Марков Н.Г. Информационная система управления эффективностью бизнеса на основе KPI // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 317. № 5. С. 178–183.
  12. Васильева С. KPI: судебные тяжбы за бонусы и премии // Трудовое право. 2017. № 7. С. 5–15.
  13. Герш М.В. Внедрение KPI // Отдел кадров коммерческой организации. 2017. № 3. С. 28–33.
  14. Зиновьева А.А., Рассыпнинская Л.О. Проблемы и ошибки при внедрении KPI // Вестник ТИСБИ. 2014. № 2. С. 121–127.
  15. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. М.: Эксмо, 2010. 67 с.
  16. Пробин Л.С. Проблемы адаптации система KPI к отдельным аспектам профессиональной деятельности управленческих кадров в туристских организациях // Материалы Ивановских чтений. 2015. № 4. С. 207–211.
  17. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. М.: Олимп Бизнес, 2008. 261 с.
  18. Кузнецов А.Н., Новрузлу Э.А., Старостенко С.В. KPI-анализ как метод антикризисного управления предприятием // Стратегии бизнеса. 2014. № 2. С. 39–42.
  19. Телепченкова Н.В. Кадры в ресторанном бизнесе: проблемы подбора и мотивации // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 6. С. 146–153.
  20. Маев Д.В. Различие мнений в вопросах повышения производительности труда на российских предприятиях // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2016. Т. 26. № 2. С. 23–32.
  21. Палаткина А.В., Степанова Н.И. Ошибки, возникающие при создании и внедрении системы ключевых показателей // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2012. № 181. С. 94–97.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9381 (Online)
ISSN 2073-5081 (Print)

Свежий номер журнала

т. 27, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала