Предмет. Глобальная тенденция распространения публичной нефинансовой отчетности порождает ряд проблем, связанных с ее формированием. Высшие учебные заведения формируют интеллектуальный уровень целых поколений, создают важнейшую социальную нишу общества. В силу этого существует целый ряд стейкхолдеров, прямо или косвенно заинтересованных в получении разносторонней отчетной информации о деятельности вузов. В этой связи предметом исследования стали подходы российских вузов к формированию отчетности – внутренней, внешней финансовой и возможности интеграции содержащейся в ней информации для подготовки комплексной публичной отчетности. Цели. Выявление специфических особенностей подготовки отчетной информации российскими вузами, определение содержания концепции комплексной публичной отчетности и направлений ее развития применительно к деятельности университетов. Методология. В статье использован системный и логический подходы, методы сравнения и систематизации, теоретико-эмпирический метод. Результаты. Для определения направлений дальнейшего развития внутренней и внешней отчетности российских вузов выявлен круг стоящих перед ними информационных задач. Предложена авторская трактовка дефиниции «комплексная публичная отчетность» и раскрыто ее особое значение для деятельности вузов. Выполнен анализ практики публичного раскрытия информации ведущими вузами России, позволивший выявить ее сильные и слабые стороны. Результаты проведенного анализа определяют пути дальнейшего развития концепции публичной отчетности вузов. Выводы. Концепция представления комплексной публичной отчетности в образовательной сфере требует дальнейшей методологической проработки. Решение данной проблемы будет способствовать публикации вузами информации, необходимой и достаточной для формирования объективных выводов о результатах их деятельности и перспективах на будущее, а следовательно, реализации социальной ответственности вузов перед обществом, государством и другими заинтересованными пользователями.
Александер К.Ф. Проблемы повышения ответственности вузов за результаты своей деятельности // Социология образования. 2001. № 5. С. 3.
Глущенко А.В., Егорова Е.М. Учетно-управленческие проблемы высшей школы и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 16. С. 10–15. URL: Link
Яковлев А.Л. Современные методы и средства создания единого информационного пространства вуза на примере ГОУ ВПО МГТУ // Новые технологии. 2009. № 1. С. 107–109. URL: Link
Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Проблемы гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 12. С. 2–12. URL: Link
Варкулевич Т.В. Учет и отчетность по сегментам деятельности в системе управленческого учета государственного вуза // Экономика и предпринимательство. 2013. № 7. С. 312–315.
Егорова Е.М. Организация управленческого учета по центрам ответственности процессно-ориентированной деятельности вуза // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 16. С. 6–17. URL: Link
Блинова У.Ю., Вихарева М.С. Организация управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования // Вестник ГУУ. 2015. № 3. С. 99–103. URL: Link
Домбровская Е.Н. Современная концепция бухгалтерского учета и внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: монография. М.: КноРус, 2018. 216 с.
Вахрушина М.А., Сидорова М.И., Демина И.Д. и др. Управленческий учет в государственных (муниципальных) учреждениях: методология, организация и направления совершенствования: монография. М.: Научные технологии, 2015. 268 с.
Вахрушина М.А., Князюк Н.Д. Внешняя финансовая отчетность вузов: особенности и проблемы многообразия // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019. № 3. С. 4–11.
Вахрушина М.А., Толчеева А.А., Князюк Н.Д. Развитие информационной функции отчетности государственных вузов: обоснование необходимости, раскрытие возможности // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017. № 5-6. С. 75–84.
Боронина Э.С. Опыт подготовки интегрированного отчета организацией российской системы высшего образования // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. Вып. 2. С. 65–85. URL: Link
Слепов В.А., Герзелиева Ж.И. Интеллектуальный капитал вуза и индикаторы его оценки // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 8. С. 995–1008. URL: Link
Толчеева А.А., Руф Ю.Н. Интеллектуальный капитал как учетно-экономическая категория // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2015. № 2. С. 71–76. URL: Link
Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Открытость и доступность информации о вузе: российские вузы в международном рейтинге веб-сайтов вузов // Социология образования. 2008. № 12. С. 43–65.