+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Международный бухгалтерский учёт»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.5. Мировая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Проблемы применения компетентностного подхода в бухгалтерской профессии

Купить электронную версию статьи

т. 22, вып. 7, июль 2019

Получена: 02.04.2019

Получена в доработанном виде: 17.05.2019

Одобрена: 06.06.2019

Доступна онлайн: 15.07.2019

Рубрика: ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Коды JEL: M41

Страницы: 726–747

https://doi.org/10.24891/ia.22.7.726

Дружиловская T.Ю. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация 
tdruzhilovskaya@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0003-1345-9841
SPIN-код: 9413-9457

Предмет. Проблемы, связанные с применением компетентностного подхода в бухгалтерском образовании.
Цели. Выработка рекомендаций по решению проблем, связанных с применением компетентностного подхода в бухгалтерском образовании.
Методология. Включает в себя следующие методы: анализ современного регулирования вопросов бухгалтерского образования, синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.
Результаты. Представлены результаты исследования регламентаций компетентностного подхода к формированию бухгалтерской профессии в системах российских и международных образовательных стандартов. Дана сравнительная характеристика регламентаций компетентностного подхода к бухгалтерскому образованию в ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика на уровне бакалавриата, ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.01 Экономика на уровне магистратуры, ФГОС ВО по направлению подготовки 38.06.01 Экономика на уровне аспирантуры и в Международных стандартах профессионального бухгалтерского образования. Сопоставлены перечни компетенций в российских и международных образовательных стандартах и трудовых функций в профессиональных стандартах «Бухгалтер» и «Аудитор». Обоснованы рекомендации по совершенствованию компетентностного подхода к бухгалтерскому образованию.
Применение. Полученные результаты имеют как прикладную, так и теоретическую сферы применения в области бухгалтерского образования.
Выводы. Компетентностные подходы к применению в бухгалтерском образовании в системах Международных стандартов профессионального бухгалтерского образования и в российских стандартах ФГОС ВО 38.03.01 Экономика на уровне бакалавриата, ФГОС ВО 38.04.01 Экономика на уровне магистратуры и ФГОС ВО 38.06.01 Экономика на уровне аспирантуры существенно различаются. Перечисленные российские стандарты не в полной мере отражают трудовые функции бухгалтера и аудитора. Необходимо совершенствование компетентностных подходов к бухгалтерскому образованию.

Ключевые слова: бухгалтерское образование, компетенции, компетентностный подход

Список литературы:

  1. Гетьман В.Г. Назревшие вопросы повышения качества профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов в вузах России в условиях глобализации экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 14. С. 26–37. URL: Link
  2. Гетьман В.Г. Резервы повышения уровня профессиональной подготовки студентов-бухгалтеров в вузах России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 9. С. 37–40. URL: Link
  3. Мельник М.В. Утверждаем новые традиции // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5. № 2. С. 116–119. URL: Link
  4. Мельник М.В. Реформирование бухгалтерского учета, аудита и бухгалтерского образования в соответствии с международными стандартами в условиях перехода к инновационной экономике (по материалам 46-й Международной научно-практической конференции «Татуровские чтения») // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5. № 5. С. 91–96. URL: Link
  5. Бариленко В.И., Наумова О.Н. Концептуальный подход к кластерному развитию образовательных услуг высшей школы // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2015. № 3. С. 362–366. URL: Link
  6. Дружиловская Т.Ю. Проблемы бухгалтерского финансового учета и отчетности в публикациях современных ученых // Международный бухгалтерский учет. 2015. Т. 18. Вып. 6. С. 52–68. URL: Link
  7. Аверина О.И., Горбунова Н.А., Меркулова И.Ф. Проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов в условиях реформирования российского высшего образования // Международный бухгалтерский учет. 2014. Т. 17. Вып. 5. С. 28–35. URL: Link
  8. Парасоцкая Н.Н. Проблемы обучения бухгалтерской дисциплине в вузах // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 22. С. 28–32. URL: Link
  9. Бариленко В.И., Булыга Р.П., Вахрушина М.А. и др. Научная школа учета, анализа, аудита и статистики в Финансовом университете: становление и развитие: монография. М.: Издательство ЦентрЛитНефтеГаз, 2016. 320 с.
  10. Бекулов Х.М., Тхазеплова М.Х., Бекулова И.Б. Частная методика преподавания бухгалтерского (финансового) учета в условиях многоуровневой системы подготовки экономистов / Наука и образование: современные тренды: коллективная монография. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 58–73.
  11. Плотников В.С. Какие мысли вызывает новый учебник профессора М.И. Кутера «Введение в бухгалтерский учет» // Международный бухгалтерский учет. 2013. Т. 16. Вып. 15. С. 60–64. URL: Link
  12. Хахонова Н.Н. Характеристика системы международных образовательных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2011. № 1. С. 78–81. URL: Link
  13. Гурская М.М. Генезис бухгалтерского образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2016. № 2(180). С. 47–55. URL: Link
  14. Фадейкина Н.В. Оценка возможности гармонизации профессиональных и образовательных стандартов в системе непрерывного профессионального образования в области бухгалтерского учета // Сибирская финансовая школа. 2018. № 4(129). С. 106–119. URL: Link
  15. Гетьман В.Г. Резервы повышения уровня профессиональной подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов в условиях цифровой экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 9. С. 30–36. URL: Link
  16. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Модернизация финансовой отчетности организаций в условиях цифровой экономики // Учет. Анализ. Аудит. 2019. № 1. С. 50–61. URL: Link
  17. Соболев Г.В., Панова И.В., Терентьева Т.О. Цифровая экономика и ее влияние на подготовку кадров в сфере бухгалтерского учета и аудита // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 4. С. 464–480. URL: Link
  18. Sledgianowski D., Gomaa M., Tan C. Toward Integration of Big Data, Technology and Information Systems Competencies into the Accounting Curriculum. Journal of Accounting Education, 2017, no. 38, pp. 81–93. URL: Link
  19. Bergner J., Filzen J.J., Simkin M.G. Why Use Multiple Choice Questions with Excess Information? Journal of Accounting Education, 2016, no. 34, pp. 1–12. URL: Link
  20. Romero M., Riascos A., Jara D.V. On the Optimality of Answer-Copying Indices: Theory and Practice. Journal of Educational and Behavioral Statistics, 2015, no. 40, iss. 5, pp. 435–453. URL: Link
  21. Tschakert N., Kokina J., Kozlowski S., Vasarhelyi M. The Next Frontier in Data Analytics. Journal of Accountancy, 2016, vol. 222, no. 2, pp. 58–65. URL: Link
  22. Bline D., Perreault S., Zheng X. An Exploratory Examination of Order Effects on CPA Exam Passage Timeliness. Journal of Accounting Education, 2016, no. 36, pp. 65–74. URL: Link
  23. Franklin M.A., Myers J.K. Enhancing CPA Exam Pass Rates for Second Career Students. Journal of Business and Educational Leadership, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 13–24. URL: Link
  24. Enget K., Saucedo G.D., Wright N.S. Mystery, Inc.: A Big Data Case. Journal of Accounting Education, 2017, no. 38, pp. 9–22.
  25. Fay R., Negangard E.M. Manual Journal Entry Testing: Data Analytics and the Risk of Fraud. Journal of Accounting Education, 2017, no. 38, pp. 37–49. URL: Link
  26. Menk K.B., Nagle B.M., Rau S.E. Does Earning Graduate Degree Impact CPA Exam Performance? Academy of Business Research Journal, 2017, vol. 1, pp. 27–42. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9381 (Online)
ISSN 2073-5081 (Print)

Свежий номер журнала

т. 27, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала