Предмет. Проблемы, связанные с применением компетентностного подхода в бухгалтерском образовании. Цели. Выработка рекомендаций по решению проблем, связанных с применением компетентностного подхода в бухгалтерском образовании. Методология. Включает в себя следующие методы: анализ современного регулирования вопросов бухгалтерского образования, синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий. Результаты. Представлены результаты исследования регламентаций компетентностного подхода к формированию бухгалтерской профессии в системах российских и международных образовательных стандартов. Дана сравнительная характеристика регламентаций компетентностного подхода к бухгалтерскому образованию в ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика на уровне бакалавриата, ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.01 Экономика на уровне магистратуры, ФГОС ВО по направлению подготовки 38.06.01 Экономика на уровне аспирантуры и в Международных стандартах профессионального бухгалтерского образования. Сопоставлены перечни компетенций в российских и международных образовательных стандартах и трудовых функций в профессиональных стандартах «Бухгалтер» и «Аудитор». Обоснованы рекомендации по совершенствованию компетентностного подхода к бухгалтерскому образованию. Применение. Полученные результаты имеют как прикладную, так и теоретическую сферы применения в области бухгалтерского образования. Выводы. Компетентностные подходы к применению в бухгалтерском образовании в системах Международных стандартов профессионального бухгалтерского образования и в российских стандартах ФГОС ВО 38.03.01 Экономика на уровне бакалавриата, ФГОС ВО 38.04.01 Экономика на уровне магистратуры и ФГОС ВО 38.06.01 Экономика на уровне аспирантуры существенно различаются. Перечисленные российские стандарты не в полной мере отражают трудовые функции бухгалтера и аудитора. Необходимо совершенствование компетентностных подходов к бухгалтерскому образованию.
Ключевые слова: бухгалтерское образование, компетенции, компетентностный подход
Список литературы:
Гетьман В.Г. Назревшие вопросы повышения качества профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов в вузах России в условиях глобализации экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 14. С. 26–37. URL: Link
Гетьман В.Г. Резервы повышения уровня профессиональной подготовки студентов-бухгалтеров в вузах России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 9. С. 37–40. URL: Link
Мельник М.В. Утверждаем новые традиции // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5. № 2. С. 116–119. URL: Link
Мельник М.В. Реформирование бухгалтерского учета, аудита и бухгалтерского образования в соответствии с международными стандартами в условиях перехода к инновационной экономике (по материалам 46-й Международной научно-практической конференции «Татуровские чтения») // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5. № 5. С. 91–96. URL: Link
Бариленко В.И., Наумова О.Н. Концептуальный подход к кластерному развитию образовательных услуг высшей школы // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2015. № 3. С. 362–366. URL: Link
Дружиловская Т.Ю. Проблемы бухгалтерского финансового учета и отчетности в публикациях современных ученых // Международный бухгалтерский учет. 2015. Т. 18. Вып. 6. С. 52–68. URL: Link
Аверина О.И., Горбунова Н.А., Меркулова И.Ф. Проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов в условиях реформирования российского высшего образования // Международный бухгалтерский учет. 2014. Т. 17. Вып. 5. С. 28–35. URL: Link
Парасоцкая Н.Н. Проблемы обучения бухгалтерской дисциплине в вузах // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 22. С. 28–32. URL: Link
Бариленко В.И., Булыга Р.П., Вахрушина М.А. и др. Научная школа учета, анализа, аудита и статистики в Финансовом университете: становление и развитие: монография. М.: Издательство ЦентрЛитНефтеГаз, 2016. 320 с.
Бекулов Х.М., Тхазеплова М.Х., Бекулова И.Б. Частная методика преподавания бухгалтерского (финансового) учета в условиях многоуровневой системы подготовки экономистов / Наука и образование: современные тренды: коллективная монография. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 58–73.
Плотников В.С. Какие мысли вызывает новый учебник профессора М.И. Кутера «Введение в бухгалтерский учет» // Международный бухгалтерский учет. 2013. Т. 16. Вып. 15. С. 60–64. URL: Link
Хахонова Н.Н. Характеристика системы международных образовательных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2011. № 1. С. 78–81. URL: Link
Гурская М.М. Генезис бухгалтерского образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2016. № 2(180). С. 47–55. URL: Link
Фадейкина Н.В. Оценка возможности гармонизации профессиональных и образовательных стандартов в системе непрерывного профессионального образования в области бухгалтерского учета // Сибирская финансовая школа. 2018. № 4(129). С. 106–119. URL: Link
Гетьман В.Г. Резервы повышения уровня профессиональной подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов в условиях цифровой экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 9. С. 30–36. URL: Link
Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Модернизация финансовой отчетности организаций в условиях цифровой экономики // Учет. Анализ. Аудит. 2019. № 1. С. 50–61. URL: Link
Соболев Г.В., Панова И.В., Терентьева Т.О. Цифровая экономика и ее влияние на подготовку кадров в сфере бухгалтерского учета и аудита // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 4. С. 464–480. URL: Link
Sledgianowski D., Gomaa M., Tan C. Toward Integration of Big Data, Technology and Information Systems Competencies into the Accounting Curriculum. Journal of Accounting Education, 2017, no. 38, pp. 81–93. URL: Link
Bergner J., Filzen J.J., Simkin M.G. Why Use Multiple Choice Questions with Excess Information? Journal of Accounting Education, 2016, no. 34, pp. 1–12. URL: Link
Romero M., Riascos A., Jara D.V. On the Optimality of Answer-Copying Indices: Theory and Practice. Journal of Educational and Behavioral Statistics, 2015, no. 40, iss. 5, pp. 435–453. URL: Link
Tschakert N., Kokina J., Kozlowski S., Vasarhelyi M. The Next Frontier in Data Analytics. Journal of Accountancy, 2016, vol. 222, no. 2, pp. 58–65. URL: Link
Bline D., Perreault S., Zheng X. An Exploratory Examination of Order Effects on CPA Exam Passage Timeliness. Journal of Accounting Education, 2016, no. 36, pp. 65–74. URL: Link
Franklin M.A., Myers J.K. Enhancing CPA Exam Pass Rates for Second Career Students. Journal of Business and Educational Leadership, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 13–24. URL: Link
Enget K., Saucedo G.D., Wright N.S. Mystery, Inc.: A Big Data Case. Journal of Accounting Education, 2017, no. 38, pp. 9–22.
Fay R., Negangard E.M. Manual Journal Entry Testing: Data Analytics and the Risk of Fraud. Journal of Accounting Education, 2017, no. 38, pp. 37–49. URL: Link
Menk K.B., Nagle B.M., Rau S.E. Does Earning Graduate Degree Impact CPA Exam Performance? Academy of Business Research Journal, 2017, vol. 1, pp. 27–42. URL: Link