Итыгилова Е.Ю.доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, старший научный сотрудник, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (ВСГУТУ), Улан-Удэ, Российская Федерация e_itygilova@inbox.ru https://orcid.org/0000-0002-9751-546X SPIN-код: 7885-4725
Предмет. Вопросы формирования содержания профессиональных компетенций бухгалтеров; основные аспекты трансформации профессии бухгалтера в условиях Индустрии 4.0: образовательный, методологический, технологический. Цели. Оценка возможностей формирования профессиональных компетенций обучающихся по образовательным программам высшего образования учетно-аналитической направленности с учетом тенденций цифрового развития экономики страны. Обоснование необходимости адаптации образовательных программ бухгалтерской направленности к требованиям цифровой экономики. Методология. В ходе исследования использовались методы сбора информации, ее анализа и синтеза, моделирование в практической деятельности. Результаты. На основе обзора современных исследований в области подготовки бухгалтеров в высших учебных заведениях России и англоязычных стран с учетом тенденций цифрового развития общества определены риски и преимущества будущего бухгалтерской профессии в условиях массового внедрения информационных технологий в экономику страны. Также определены направления трансформации бухгалтерской профессии в Индустрии 4.0. Рассмотрены возможности ориентирования содержания профессиональных задач на формирование цифровых компетенций. Область применения. Результаты проведенного исследования могут применяться для разработки подхода к интегрированию необходимых цифровых знаний, умений и навыков в содержание задач профессиональной деятельности, формирования содержания общепрофессиональных и профессиональных компетенций при разработке основных профессиональных образовательных программ высшего образования, рабочих программ дисциплин. Выводы. Сделан вывод о необходимости адаптации образовательных программ подготовки бухгалтеров в высших учебных заведениях к требованиям цифровой экономики. Это позволит сблизить содержание образовательных программ высшего образования, интересов работодателей, а работодателям получить выпускников, обладающих компетенциями не только будущей профессии, но и комплексом цифровых знаний, навыков и умений.
Ключевые слова: бухгалтер, высшее образование, компетенции, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, цифровая экономика, образовательные программы
Список литературы:
Al-Htaybat K.A., von Alberti-Alhtaybat L., Alhatabat Z. Educating Digital Natives for the Future: Accounting Educators' Evaluation of the Accounting Curriculum. Accounting Education, 2018, vol. 27, iss. 4, pp. 333–357. URL: Link
Novak A., Barisic I., Sacer I.M. Education on Information Technologies in Accounting – Analysis of Higher Education Systems in Selected European Countries. Ekonomska Misao i Praksa = Economic Thought and Practice, 2021, vol. 30, no. 1, pp. 243–265. URL: Link
Boulianne E. How Should Information Technology be Covered in the Accounting Program? Canadian Journal of Administrative Sciences = Revue Canadienne des Sciences de l'Administration, 2016, vol. 33, iss. 4, pp. 304–317. URL: Link
Moore W.B., Felo A. The Evolution of Accounting Technology Education: Analytics to STEM. Journal of Education for Business, 2021, June. URL: Link
Kotb A., Abdel-Kader M., Allam A. et al. Information Technology in the British and Irish Undergraduate Accounting Degrees. Accounting Education, 2019, vol. 28, iss. 5, pp. 445–464. URL: Link
Гетьман В.Г. Резервы повышения уровня профессиональной подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов в условиях цифровой экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 9. С. 30–36. URL: Link
Иванов А.В. Изменение требований к бухгалтерским компетенциям в условиях цифровой экономики // Учет и статистика. 2019. № 2. С. 86–93. URL: Link
Рожнова О.В. Направления анализа проблемы адаптации бухгалтеров к работе в условиях цифровой экономики // Аудит. 2018. № 12. С. 27–30.
Карпова Т.П. Направления развития бухгалтерского учета в цифровой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 3. С. 52–57. URL: Link
Соколов Я.В., Каморджанова Н.А., Лычагин М.В. Бухгалтерский учет: проблемы и методы изучения и обучения: монография. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. 288 с.
Аверина О.И., Горбунова Н.А., Меркулова И.Ф. Проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов в условиях реформирования российского высшего образования // Международный бухгалтерский учет. 2014. Т. 17. Вып. 5. С. 28–35. URL: Link
Дружиловская Т.Ю. Проблемы применения компетентностного подхода в бухгалтерской профессии // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 7. С. 726–747. URL: Link
Соболева Г.В., Попова И.Н., Зуга Е.И. Рынок труда для бухгалтеров в цифровой экономике: состояние и перспективы // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2020. № 4. С. 24–31. URL: Link
Соболева Г.В., Попова И.Н., Терентьева Т.О. Цифровая экономика и ее влияние на подготовку кадров в сфере бухгалтерского учета и аудита // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 4. С. 464–480. URL: Link
Супрунова Е.Ю. Цифровые финансовые активы как объект бухгалтерского учета: дискуссионные вопросы // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. Вып. 3. С. 297–313. URL: Link
Булыга Р.П., Сафонова И.В. Трансформация методологии аудита в связи с использованием технологий блокчейн и DLT // Учет. Анализ. Аудит. 2021. Т. 8. № 5. С. 6–13. URL: Link
Хахонова Н.Н. Основные проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета в условиях цифровой экономики // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2021. № 5. С. 19–29. URL: Link
Ивашкевич В.Б. Экономология в системе цифровой экономики // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. Вып. 4. С. 378–387. URL: Link
Шевелева Е.А. Профессиональное суждение бухгалтера в условиях перехода к цифровой экономике // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2020. Т. 14. № 2. С. 129–136. URL: Link