Предмет. Методология и организация системы управленческого учета и отчетности в российских образовательных организациях. Цели. Раскрыть возможности инструментария управленческого учета в повышении качества управления образовательными организациями – планирования, учета, контроля их функционирования, а также мотивации деятельности как структурных подразделений, так и отдельных сотрудников. Методология. В исследовании применялись общенаучные методы: системный подход, сравнение, метод систематизации и обобщения данных. Использовались конкретно-научные методы логического обобщения и системного рассуждения. Результаты. Представлены результаты экспресс-анализа управленческого учета в зарубежных вузах. Предложен алгоритм построения системы управленческого учета в российских образовательных организациях. Раскрыты преимущества стратегического планирования на базе SWOT-анализа. Выявлены сильные и слабые стороны, возможности и существующие угрозы, свойственные образовательной деятельности. В результате анализа существующей практики учета затрат и калькулирования предложены современные подходы к реализации указанной учетной функции. Определена специфика образовательных организаций, которую следует учесть при формировании центров финансовой ответственности и финансовой структуры образовательной организации. Опираясь на современные научные исследования, определено отличие между дефинициями «финансовое планирование» и «бюджетирование» и предложен механизм их реализации образовательными организациями. Разработан алгоритм внедрения системы ключевых показателей и раскрыта их специфика применительно к образовательной деятельности. В связи с отсутствием в России институционального регулирования управленческого учета предложена система локальных актов, позволяющая организовать систему управленческого учета в образовательных организациях. Выводы. Рассмотренные в статье инструменты управленческого учета способны существенно повысить качество управления образовательной организацией. Система управленческого учета позволит образовательной организации аккумулировать финансовую и нефинансовую информацию из внутренних и внешних источников, должным образом детализировать ее и представлять лицам, принимающим решения. Как следствие, принимаемые управленческие решения станут более взвешенными и обоснованными. Важным трендом является разработка стратегий управленческого учета.
Ключевые слова: управленческий учет, зарубежные вузы, образовательные организации,
Список литературы:
Vale J., Amaral J., Abrantes L. et al. Management Accounting and Control in Higher Education Institutions: A Systematic Literature Review. Administrative Sciences, 2022, vol. 12, iss. 1, 14 p. URL: Link
Pelz M. Can Management Accounting Be Helpful for Young and Small Companies? Systematic Review of a Paradox. International Journal of Management Reviews, 2019, vol. 21, pp. 256–274. URL: Link
Shields M.D. A Perspective on Management Accounting Research. Journal of Management Accounting Research, 2018, vol. 30, iss. 3, pp. 1–11. URL: Link
Bartolome E.F., Batugal R.A.F., Borja P.D.A. et al. The Use of Management Accounting Strategies as a Tool for Decision-Making in Higher Educational Institutions. International Journal of Research and Innovation in Social Science, 2024, vol. 8, iss. 5, pp. 1564–1590. URL: Link
Черноиванов В.В. Роль и задачи управленческого учета в государственных высших учебных заведениях // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 728–730. URL: Link
Алексеев Е.Е. Информационное обеспечение системы финансового управленческого учета в вузе // Вестник НГУЭУ. 2016. № 1. С. 71–79. URL: Link
Блинова У.Ю., Вихарева М.С. Организация управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования // Вестник университета. 2015. № 3. С. 99–103. URL: Link
Бобрышев А.Н., Фролов А.В., Заргарян Н.Р. Концептуальные основы управленческого учета в учреждениях бюджетной сферы // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 7. С. 113–126. URL: Link
Пещанская И.В., Хоминич И.П., Кондратьева А.А. Управление финансовыми рисками вузов на основе мониторинга себестоимости образовательных программ // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2013. № 37. С. 420–430.
Мялкина Е.В. Управленческий учет как механизм финансового менеджмента образовательных программ // Вестник Мининского университета. 2015. № 4. С. 2–9. URL: Link
Наумова О.А., Палевская С.А., Аксинина О.С. Рекомендации по совершенствованию финансового планирования учреждений здравоохранения // Экономика и предпринимательство. 2022. № 8. С. 989–995. URL: Link
Мальцева Т.С. Финансовое планирование и бюджетирование: ключевые компетенции в обучении студентов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2019. № 1. С. 296–298. URL: Link
Андрейченко Э.А., Протасов А.С. Бюджетирование как инструмент финансового планирования // Бизнес-образование в экономике знаний. 2024. № 1. С. 8–13. URL: Link