+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Модели процессов реформирования системы высшего образования

т. 10, вып. 35, сентябрь 2014

Доступна онлайн: 21.09.2014

Рубрика: Приоритеты России

Страницы: 2-18

Дрогобыцкий И.Н. доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой моделирования экономических и информационных систем, Финансовый университет при Правительстве РФ 
dinind@mail.ru

В статье анализируются моделирование и системный анализ процессов совершенствования национальной системы высшего образования. Преследуется цель определить направление развития национальной системы высшего образования на обозримую перспективу. Для ее достижения предложен оригинальный графический язык моделирования, с его помощью построена модель внутренней динамики национальной системы высшего образования. В общей сложности модель состоит из 40 блоков и включает 8 контуров обратной связи или базовых архетипов, каждый из которых отражает определенное мероприятие по совершенствованию системы на текущий момент времени. В рамках общей схемы совершенствования анализу были подвергнуты мероприятия, проводимые Министерством образования и науки РФ и отдельными вузами. Исследование базовых архетипов перечисленных мероприятий позволило определить ожидаемые последствия их реализации и совокупный вклад в текущее реформирование системы высшего образования России. В основе статьи лежит методология системного анализа, подкрепленная авторским методом структурного моделирования организационно-экономических процессов. Указанный метод включает только 9 описательных конструкций и позволяет в "ручном" режиме строить и анализировать модели структурной динамики, с помощью которых можно определить тенденции развития исследуемой системы на обозримую перспективу. На основании проведенного анализа сделан вывод, что национальная система высшего образования находится в состоянии бифуркации. В самом начале рыночных преобразований, желая немедленно интегрироваться в мировое образовательное пространство, реформаторы вывели ее из высокопродуктивного стабильного состояния, достигнутого в советский период, но не привели пока никуда. Как показал анализ, все архетипы (контуры обратных связей), отражающие проводимые мероприятия, имеют усиливающий характер и не могут обеспечить контролируемый дрейф системы к желаемому состоянию. В статье выработаны рекомендации, реализация которых позволит стабилизировать национальную систему высшего образования в новом высокопродуктивном состоянии уже в ближайшей перспективе и обеспечит ее дальнейшее развитие в соответствии с требованиями текущего момента. Ключевые рекомендации сводятся к успешному завершению реформирования системы аттестации кадров высшей квалификации и внедрению внешнего контроля за итоговыми знаниями выпускников вузов. На примере национальной системы высшего образования подтверждена гипотеза о генной природе организационно-экономических систем и высказано предположение о целесообразности инициирования масштабных научных исследований в направлении определения их генотипов и идентификации алгоритмов саморазвития.

Ключевые слова: внутренняя динамика системы, обратные связи, системные архетипы, причинно-следственная модель, система высшего образования, внешний контроль знаний, целевая программа

Список литературы:

  1. Гараедаги Дж. Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами / пер. с англ. Минск: Гревцов Паблишер, 2007. 480 с.
  2. Дрогобыцкий И.Н. Комплементарная команда менеджеров: стилевые особенности, пути преодоления конфликтов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011. № 3. С. 114–134.
  3. Дрогобыцкий И.Н. Организационное управление: от решения до реализации // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 2. С. 16–25.
  4. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебник. М.: Юнити-Дана, 2011. 423 с.
  5. Клейнер Г.Б., Голосов О.В. и др. Инновационные программы подготовки современных менеджеров. М.: Научные технологии, 2013. 84 с.
  6. Лебедев В.В. Математическое моделирование социально-экономических процессов: учебник. М.: Изограф, 1997. 325 с.
  7. Лебедев В.С. Фрактальная структура Вселенной // Астрономический циркуляр. 1998. № 1553. С. 3, 4.
  8. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М.: Институт компьютерных исследований, 2002. 312 с.
  9. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.
  10. Чернавский Д.С., Пирогов Г.Г., Чернавская О.Д., Щербаков А.В., Суслаков Б.А. Динамика экономической структуры общества // Прикладная нелинейная динамика. 1996. Т. 4. № 3. С. 67–75.
  11. Янчевский В.Г., Седегов Р.С. Теория системного менеджмента. М.: Экзамен, 2002. 512 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала