Морозова И.А.доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории, Волгоградский государственный технический университет morozovaira@list.ru
Волков С.К.кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории, Волгоградский государственный технический университет ambiente2@rambler.ru
Переход российской экономики на рыночный путь развития предопределил резкое сокращение социальной поддержки населения со стороны государства. Низкий уровень удовлетворенности населения территорий условиями проживания оказывает непосредственное влияние на их миграционную активность. Территории с низким уровнем социальной ответственности перед резидентами ежегодно теряют тысячи квалифицированных кадров. Неконтролируемая внутренняя миграция трудовых и человеческих ресурсов из периферийных регионов в столичные угрожает не только ослаблением конкурентоспособности регионов-доноров, но и подрывает саму систему национальной безопасности, ставя под угрозу территориальную целостность России. В статье выявлена корреляция между уровнем жизни населения регионов и конкурентоспособностью территорий. Научная гипотеза исследования заключается в утверждении о том, что уровень социального развития территорий напрямую влияет на процесс удержания и привлечения квалифицированных резидентов, что в конечном итоге является фактором устойчивого развития территорий. С помощью общенаучных методов проанализированы различные аспекты социальной политики российских территорий, проведен их бенчмаркинг. При этом использовались данные международных рейтингов и статистические данные регионов. Проведен анализ взаимозависимости уровня развития социальной сферы регионов и уровня их конкурентоспособности. Авторами показана взаимосвязь между уровнем жизни (качеством жизни) и уровнем конкурентоспособности территорий на примере международных рейтингов и статистических данных развития российских регионов. Сделан вывод о том, что в условиях демографических диспропорций российского регионального развития территориальный менеджмент, решая социальную функцию, будет способствовать сохранению территориальной целостности страны путем удержания и привлечения высококлассных специалистов (резидентов).
Ключевые слова: маркетинг территорий, региональный менеджмент, регион, социальная ответственность, индекс человеческого развития, конкурентоспособность, стейкхолдеры территории
Список литературы:
Антоненко В.В. Зависимость дохода экономически активного населения Волгоградской области от уровня образования: статистический анализ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 37. C. 31–38.
Васильева Е.В. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню благосостояния населения // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 44. С. 14–24.
Грибцова Т.Ю. Корпоративная социальная ответственность как основа социально-экономического развития регионов России // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2013. № 3. С. 118–120.
Гулюгина А.А. Уровень жизни населения России в условиях новой социальной ответственности регионов // Уровень жизни населения регионов России. 2005. № 11–12. С. 58–64.
Дудин М.Н. Региональная миграционная политика в системе национальной и экономической безопасности России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 44. С. 2–13.
Забелина О.В., Козлова Т.М., Романюк А.В. Сравнительная оценка человеческого капитала федеральных округов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 37. C. 2–9.
Корель Л., Корель И. Дрейф регионов в миграционном пространстве России // Общество и экономика. 2014. № 4. C. 158–177.
Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб: Стокгольмская школа экономики, 2005. 376 с.
Махкамова Ш. Социальная стратификация общества // Общество и экономика. 2014. № 6. C. 70–96.
Опалева О.И. Развитие человеческого капитала в российской трансформируемой экономике // Финансы и кредит. 2008. № 25. C. 65–69.
Попов Е., Кац И. Социальная привлекательность территории по общественным благам // Общество и экономика. 2013. № 6. C. 84–104.
Рамазанова Э.А. Социальная ответственность бизнеса в депрессивном регионе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12. С. 41–47.
Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. СПб: Питер, 2009. 368 с.
Сидорина Т.Ю. Множественность подходов к типологии государства всеобщего благосостояния // Вопросы экономики. 2014. № 8. C. 122–139.
Фролов Д.П. Маркетинговая стратегия региона в действии (опыт Волгоградской области) / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 31. C. 22–32.
Фролов Д.П. Региональный маркетинг в действии: случай Волгоградской области / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 3. C. 81–88.
Черномордов Л.И., Котенев А.Д., Оразалиев А.А. Человеческий капитал как фактор экономического роста и развития сельского хозяйства России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 11. C. 29–32.
Kavaratzis M. From city marketing to city branding: towards a theoretical framework for developing city brands // Place branding and Public diplomacy. 2004. Vol. 1. No. 1. P. 58–73.
Nicholas J. Cull Public diplomacy: Seven lessons for its future from its past // Place branding and Public diplomacy. 2010. Vol. 6. No. 1. P. 11–17.