+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Информационные потоки в образовательных средах как основа использования педагогического инструментария современных образовательных технологий

т. 11, вып. 14, апрель 2015

PDF  PDF-версия статьи

Доступна онлайн: 10.04.2015

Рубрика: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 44-51

Ларин С.Н. кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация 
sergey77707@rambler.ru

Соколов Н.А. кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация 
sokolov@cemi.rssi.ru

Предмет/тема. В статье обоснованы методические подходы и возможности использования информационных потоков образовательных сред высших учебных заведений в качестве педагогического инструментария в рамках современных образовательных технологий (СОТ). Основным предметом исследования является изучение влияния информатизации сферы высшего образования на повышение уровня профессиональных знаний обучаемых за счет использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в образовательном процессе.
     Цели/задачи.
Авторы стремились показать некоторые пути решения основных проблем информатизации образовательных сред вузов на основе выбора подходов и методов формализованного представления знаний, формирования алгоритмов их использования, а также создания информационных баз знаний. Для этого предложено создать в вузе информационную образовательную среду (ИОС), в которой возможно моделировать не только сам процесс обучения, но и различные методики обучения.
     Методология.
В качестве педагогического инструментария для формализации структуры дидактического контента знаний в потоках информации образовательных сред использованы модели адаптивной (управляемой) навигации, при этом порядок переходов между информационными потоками определяется сценариями обучения. В основу реализации сценарного подхода положено создание информационных баз знаний по предметным областям (ПО) образовательных дисциплин и формализованное представление знаний обучаемого и знаний, содержащихся в дидактическом контенте информационных потоков электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в составе СОТ.
     Результаты.
В статье в формализованном виде представлены упрощенная модель знаний обучаемого и модель предметных знаний. На основе этих моделей сформирована модель адаптивной навигации для оценки уровня знаний обучаемого с учетом логики изучения дидактического контента знаний, представленных в информационных потоках ЭОР в составе СОТ.
     Выводы/значимость.
Использование описанных выше методов, моделей и алгоритмов их реализации в качестве педагогического инструментария СОТ позволяют значительно повысить уровень знаний обучаемых на основе информационных потоков дидактического контента ЭОР.

Ключевые слова: сфера образования, информатизация, современные образовательные технологии, электронные образовательные ресурсы, дидактический контент, модель адаптивной навигации

Список литературы:

  1. Алфеева Е.Л. Методическая система организации структурированных информационных ресурсов в образовании // Педагогическая информатика. 2006. № 5. С. 44–52.
  2. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. М.: Феникс, 2010. 315 с.
  3. Грицюк С.Н., Мирзоева Е.В., Лысенко В.В. Математические методы и модели в экономике: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 348 с.
  4. Ефремов О.Ю. Педагогика. СПб.: Питер, 2010. 352 с.
  5. Князева М.Д., Трапезников С.Н. Информационные технологии в образовании: Компьютерное сопровождение образовательного процесса: монография. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010. 220 с.
  6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М.: Каро, 2008. 368 с.
  7. Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии. М.: Проспект, 2011. 328 с.
  8. Ларин С.Н., Соколов Н.А. Аксиоматическая модель дидактического контента знаний предметной области образовательных дисциплин // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2014. Т. 21. Вып. 4. С. 374–375.
  9. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: УРСС, 2010. 224 с.
  10. Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Изменение характеристик образовательного процесса в условиях его информатизации // Философия образования. 2006. № 3. С. 51–58.
  11. Мордвинов В.А. Онтология моделирования и проектирования семантических информационных систем и порталов: справочное пособие. М.: МИРЭА. 2005. 237 с.
  12. Панченко Т.В. Генетические алгоритмы / под ред. Ю.Ю. Тарасевича. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2007. 48 c.
  13. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Педагогический поиск, 2007. 167 с.
  14. Попков В.А., Коржуев А.В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация. М.: Академический проект, 2009. 185 с.
  15. Попов А.М., Сотников В.Н. Экономико-математические методы и модели. М.: Юрайт, 2013. 479 с.
  16. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. М: ИИО РАО, 2008. 274 с.
  17. Рудинский И.Д. Подготовка специалистов в области формально-структурного описания, исследования и организации педагогического тестирования знаний. М.: ИИО РАО, 2005. 36 с.
  18. Седова Н.Е. Основы практической педагогики. М.: Сфера, 2008. 192 с.
  19. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. М.: КноРус, 2011. 432 с.
  20. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. Челябинск: Изд-во ЧГИ, 2008. 279 с.
  21. Larin S.N., Stebenyaeva T.V. Assessment of the effectiveness of modern information and communication technologies and electronic educational resources based on formal models // European Applied Studies: modern approaches in scientific researches. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. № 1. P. 110–113.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала