«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Значение инновационного обновления в сфере туризма для национальной экономики в свете новых реалий

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
т. 11, вып. 21, июнь 2015

Доступна онлайн: 07.06.2015

Рубрика: Инновации и инвестиции

Страницы: 44-55

Валеева С.В. аспирант кафедры управления инновациями, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
vsabira@mail.ru

Предмет/тема. В статье рассмотрены произошедшие в стране в 2014 г. изменения в области политики и экономики, определяющие новые подходы в сфере туризма, внедряемые на территории Российской Федерации в целом и в Псковской области в частности. Уделено внимание инновационному обновлению в сфере туризма как ведущему направлению в развитии российской туристической индустрии, которое предполагает проведение системных мероприятий, приводящих к позитивным сдвигам в развитии отрасли.
     Цели/задачи. В статье поставлена задача - дать оценку кластерному подходу в сфере туризма, диверсификации туристического продукта, развитию новых видов туризма, а также государственно-частному партнерству, которые способствуют минимизации урона, вызванного экономическим спадом. Отмечено, что в России туризм развивается медленно и пока не является ведущим сектором экономики. В то же время сохраняется большой потенциал для развития как въездного, так и внутреннего туризма.
     Методология. В ходе исследования использованы горизонтальный сравнительный анализ, а также трендовый анализ, для чего изучены статистические данные. Это позволило выработать предложения, направленные на формирование долгосрочных перспектив развития кластеров туристско-рекреационной деятельности на региональном уровне, рекомендации по совершенствованию инструментов стимулирования спроса на развитие услуг туристического комплекса. Изучен и обобщен передовой опыт в Псковской области, Проведен контент-анализ нормативных документов.
     Результаты. В результате исследования выявлены перспективные направления инновационного развития туристско-рекреационной деятельности на региональном уровне, сформулированы рекомендации по координации действий участников рынка туристических услуг, который для своего успешного развития требует одновременных и взаимосвязанных действий в различных сегментах (экскурсионное обслуживание, транспорт, благоустройство, информация, досуг, сувенирная продукция и пр.). Если этот процесс не налажен, наблюдаются так называемые "провалы рыночной координации", преодолеть которые можно только с помощью внешнего регулятора. Таким регулятором выступает государство, выполняющее функции финансового, организационного, координирующего характера.
     Выводы/значимость. Сделан вывод, что требуется активизация государственного участия в развитии туристской сферы, чему мешает разобщенность функций по управлению этой сферой между огромным количеством органов исполнительной власти. Туризм следует рассматривать как экономическую сферу, приносящую существенную материальную выгоду в качестве доходной части бюджетов всех уровней. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы при разработке инновационной и инвестиционной политики, оценке эффективности проводимой стратегии развития региона, а также при подготовке региональных программ развития.

Ключевые слова: инновационное обновление, государственно-частное партнерство, Псковская область, туризм, инфраструктура, региональный кластер

Список литературы:

  1. Барзыкин Ю. Турист – это маленький инвестор // Бизнес России. 2013. № 3. С. 34–39.
  2. Валеева С.В. Инновационное обновление в сфере туризма: мировые тенденции, российские реалии и псковский кластер // Национальные интересы приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 22–30.
  3. Велединский В.Д. Туристический рынок сегодня: тенденции и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. № 4. С. 33–37.
  4. Вершинина Л.П. Проблемы и направления развития системы экологического туризма в Ростовской области // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 25. С. 56–60.
  5. Гриненко Г.П. Туризм – как инновационная составляющая развития экономики России // Особенности развития социально-экономических систем в условиях глобализации: монография / под ред. проф. С.В. Куприянова. Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. С. 138–145.
  6. Гостева Л.Ф., Середа Н.Д. Туризм как фактор экономического развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 15. С. 88–96.
  7. Калинина Л.Е. Планирование туризма как элемент программно-целевого метода государственного управления // Туризм: право и экономика. 2013. № 2. С. 25–26.
  8. Калинина Л.Е. Государственное управление туризмом: традиционно вместе со спортом? // Туризм: право и экономика. 2008. № 3. С. 18–20.
  9. Киричук С., Силин А. Особенности туризма в северных регионах // Вестник Совета Федерации. 2013. № 6-7. С. 82–87.
  10. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование развития туристско-рекреационного комплекса региона // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 14. С. 13–19.
  11. Ливиц Л. Туризм: что говорят в Интернете? // Бизнес России. 2013. № 3. С. 56–59.
  12. Линючева М.В. Особенности продвижения услуг на рынок // Туризм и предпринимательство. 2009. № 10. С. 27–29.
  13. Морозов М. Анализ рынка российского туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2008. № 4. С. 38–40.
  14. Новикова Н.Г., Каурова О.В., Малолетко А.Н., Юманова О.С. Подходы к размещению предприятий сферы рекреации и туризма // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 19. С. 2–6.
  15. Носова О.Н. Особенности современной рекламы в туризме // Библиотека туризма. 2010. № 2. С. 16–17.
  16. Платонова Н.А. Региональная программа развития туризма: методические подходы к разработке // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 36. С. 44–53.
  17. Суворова А.В. Дифференцированный подход к пространственному развитию региона: инновационный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 40. С. 9–14.
  18. Савинова К.Э. Экстремальный туризм! Твой выбор? // Туризм и отдых. 2009. № 21. С. 31–34.
  19. Увалов К.И. Туризм в Краснодарском крае // Отдых в России. 2009. № 4. С. 21–23.
  20. Юрик Р.А. Маркетинг как необходимый инструмент управления турфирмой // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 2. С. 109–116.
  21. Якимович Г.Б. Развитие геокультурного туризма в Ленинградской области // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 2. С. 51–63.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 14, вып. 10, октябрь 2018

Другие номера журнала