+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Стратегии приращения знаний как фактор повышения конкурентоспособности промышленных предприятий

т. 11, вып. 29, август 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 29.04.2015

Получена в доработанном виде: 03.06.2015

Одобрена: 08.06.2015

Доступна онлайн: 27.08.2015

Рубрика: Инновации и инвестиции

Страницы: 15-27

Паникарова С.В. доктор экономический наук, научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения РАН, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация 
panikarova_s@mail.ru

Власов М.В. кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация 
mvlasov@mail.ru

Тема. В статье проводится эмпирический анализ влияния процессов генерации знаний на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Авторами разработана классификация стратегии приращения знаний, позволяющая систематизировать процессы генерации знаний хозяйствующими субъектами в соответствии с генеральным планом развития и базовой конкурентной стратегией. Выявлена зависимость между структурой затрат на различные виды знаний и такими параметрами хозяйственной деятельности, как количество новой продукции, прирост прибыли за счет новых знаний, величина инвенций.
     Цели и задачи. Целью настоящего исследования является развитие теории и практики стратегического планирования приращения новых знаний как ресурса конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Ставится задача доказать, что для эффективного инновационного развития российских предприятий, особенно в сложных экономических условиях, первоочередное значение приобретает организация оптимальной структуры затрат на различные виды знаний. Именно стратегическое управление знаниями, обусловленное базовой стратегией предприятия, ее целями и направлениями роста, дает наибольший эффект в области обеспечения конкурентоспособности.
     Методология. Методологическая база исследования основана на алгоритме оценки Индекса знаний, предложенном Всемирным банком; рейтингах инновационного развития субъектов РФ, подготовленных Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики", Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий.
     Результаты. Предложена типология стратегии приращения знаний, позволяющая повысить эффективность, систематизировать и оптимизировать процессы генерации знаний хозяйствующими субъектами. Выявлена зависимость между количеством новой продукции, выпускаемой на предприятии, и структурой затрат на различные виды знаний. Установлена зависимость между приростом прибыли за счет новых знаний и структурой затрат на различные виды знаний. Исследована зависимость доли инвенций в знаниях фирмы от затрат на приращение различных типов знаний.
     Значимость. Авторами предложены стратегии приращения знаний, обеспечивающие оптимальную, отвечающей целям предприятия структуру затрат на различные виды знаний, обусловливающие наибольший эффект в области повышения конкурентоспособности предприятий. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в расширении методологии анализа экономической деятельности хозяйствующих субъектов по генерации новых знаний. Практическая значимость проведенного исследования заключается в выработке рекомендации предприятиям промышленности по стратегиям приращения знаний как факторам повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, формирования механизмов финансирования инновационных проектов.

Ключевые слова: стратегия приращения знаний, инновационное развитие, индекс знаний, генерация новых знаний, конкурентоспособность

Список литературы:

  1. Сорокина О.Г. Управление организационными знаниями как долгосрочная стратегия развития крупных корпораций // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 1–2. С. 93–99.
  2. Харитонова В.Н. Управление знаниями как инструмент обеспечения стратегической конкурентоспособности // Финансы и кредит. 2013. № 31. С. 54–60.
  3. Sveiby K.E. A knowledge-based theory of the firm to guide in strategy formulation // Journal of intellectual capital. 2001. № 2. Iss. 4. Р. 344–358.
  4. Власов М.В., Паникарова С.В. Инвенциальные стратегии на промышленных предприятиях: эмпирическое исследование // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 7. С. 97–101.
  5. Кольцова А.А. Стратегии управления знаниями на предприятиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 56. С. 104–111.
  6. Щучкина И.И. Стратегия управления знаниями в конкурентной среде // Транспортное дело России. 2012. № 3. С. 22–24.
  7. Андросова И.В. Стратегия управления знаниями и ее влияние на стоимость компании // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4. С. 8–11.
  8. Шурупова А.С. Стратегия социально-экономического развития региона на основе управления знаниями // Фундаментальные исследования. 2014. № 8–5. С. 1168–1172.
  9. Saito A., Umemoto K. and Ikeda M. A strategy-based ontology of knowledge management technologies // Journal of Knowledge Management. 2007. № 11. Iss. 1. Р. 97–114.
  10. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота: Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: ИНФРА-М, 2005. 247 с.
  11. Grant R.M. Prospering in dynamically-competitive environments: Organizational capability as knowledge integration // Organization Science. 1996. № 7. Iss. 4. Р. 375–387.
  12. March J.G. Exploration and exploitation in organizational leaning // Organization Science. 1991. № 2. Iss. 1. Р. 71–87.
  13. Bierly P. and Chakrabarti A. Generic knowledge strategies in the U.S. pharmaceutical industry // Strategic Management Journal. 1996. 17(Winter Special Issue). P. 123–135.
  14. Hamel G. and Prahaland C.K. Competing for the future. Harvard Business School Press. Boston. MA. 1994.
  15. Von Krogh G., Nonaka I. and Aben M. Making the most of your company’s knowledge: a strategic framework // Long Range Planning. 2001. № 34. Iss. 4. Р. 421–439.
  16. Власов М.В. Оценка эффективности производства нового знания // Журнал экономической теории. 2005. № 3. С. 142–146.
  17. Власов М.В. Стратегия производства новых знаний // Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 18–22.
  18. Власов М.В. Формирование стратегии развития организации на основе новых знаний // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 9. С. 30–36.
  19. Власов М.В., Паникарова С.В. Оценка результативности генерации знаний в университете // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 25. С. 60–66.
  20. Власов М.В., Паникарова С.В., Тюлюш Ч.О. Управление научной результативностью университета // Научное обозрение. 2012. № 4. С. 531–538.
  21. Валента Ф. Управление инновациями. М.: Прогресс, 1985. 178 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала