+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Квалификация и ее уровни – важные элементы сопряжения сфер труда и профессионального образования

т. 11, вып. 48, декабрь 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 13.10.2015

Получена в доработанном виде: 26.10.2015

Одобрена: 02.11.2015

Доступна онлайн: 27.12.2015

Рубрика: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 53-64

Волошина И.А. кандидат психологических наук, директор по развитию системы профессиональных квалификаций, Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минтруда России, Москва, Российская Федерация 
i_voloshina@list.ru

Новиков П.Н. доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Центр методологии бухгалтерского учета, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Российская Федерация 
novikov_vgna@hotmail.com

Тема. Для развития рынка труда как системы социально-экономических отношений при формировании и реализации спроса и предложения на рабочую силу различной квалификации весьма актуальным является четкое понимание трактовки, объема и содержания таких понятий, как квалификация, уровень квалификации, применяемых в сфере труда и профессионального образования.
     Цели. Демонстрация наличия и развития возможностей, связанных с процессами разработки профессиональных стандартов, квалификаций и их официального признания в целях формирования Национальной системы квалификаций, комплексной оценки востребованности выпускников образовательных организаций определенной квалификации, а также последующего обоснования бюджетных средств, выделяемых на их профессиональное образование.
     Методология. С помощью метода системного анализа, структурно-аналитического метода, метода экспертных оценок рассмотрены различные аспекты категории квалификация, понятия уровня квалификации, предложены подходы к возможным направлениям более эффективного сопряжения сферы труда и непрерывного профессионального образования, повышения степени их гармонизации.
     Результаты. Раскрыты объем и содержание понятий квалификации и уровня квалификации, основанных на профессиональных стандартах. Показаны различия между квалификациями выпускников образовательных организаций и квалификациями работников. Предложены соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.
     Выводы и значимость. Сделанные выводы подтверждают необходимость совершенствования нормативной правовой базы в части понятий квалификации и ее уровней, формулировки более четких требований к профессиональным квалификациям при их оценке (сертификации). Следует снижать диспропорции между квалификациями, требуемыми работодателями, рынком труда и фактически имеющимися у выпускников образовательных организаций. Это является одним из приоритетных направлений в сфере национальных интересов.

Ключевые слова: квалификация, профессиональная квалификация, уровни квалификации, профессиональное образование, профессиональный стандарт

Список литературы:

  1. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2009. 115 с.
  2. Каурова Н.Н. Национальные интересы России в условиях открытой экономики // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 2. С. 107–114.
  3. Блохин А.А., Стерник С.Г., Тулинова Н.В., Яремченко И.А. Методология внутреннего мониторинга реализации государственных программ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 2. С. 5–20.
  4. Человеческие ресурсы инновационной экономики: монография / под общ. ред. А.П. Балакиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 241 с.
  5. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 232 с.
  6. Зуев В.М., Вертиль В.В., Гермаидзе Г.Е. Конкурентность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2004. 154 с.
  7. Балакина А.П. Кадры инновационной экономики: требуются профессионалы // Экономика. Налоги. Право. 2010. № 3. С. 10–16.
  8. Селиверстова О.Ф. От должностной инструкции к профессиональному стандарту / Профессиональное образование. Обучение безработных граждан и незанятого населения. М.: ВНПЦ Профориентации Минтруда России, 2001. С. 72–76.
  9. Берган С. Квалификации – осмысление понятия. М.: Аванглион-Принт, 2013. 348 с.
  10. Адаптация студентов и выпускников вуза к профессиональной деятельности как условие их конкурентоспособности: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2009. 147 с.
  11. Есенина Е.Ю. Развитие и формирование современной понятийно-терминологической системы профессионального образования России: монография. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2013. 239 с.
  12. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А. и др. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: Изд-во Федерального института развития образования. 2008. 13 с.
  13. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации на рынке труда. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1999. 210 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала