«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Финансирование высшего образования в условиях экономической нестабильности: общее и частное для стран ОЭСР

Получена: 09.03.2016

Получена в доработанном виде: 21.03.2016

Одобрена: 14.05.2016

Доступна онлайн: 28.07.2016

Рубрика: ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Страницы: 178-191

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
т. 12, вып. 7, июль 2016

PDF  PDF-версия статьи

Недоспасова О.П. доктор экономических наук, доцент кафедры экономики, Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Российская Федерация 
opnedospasova@tpu.ru

Кайда А.Ю. студентка Института кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Российская Федерация 
anastasiakaida@gmail.com

Недоспасов А.А. студент Северского технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Северск, Томская область, Российская Федерация 
onotole.great@yandex.ru

Предмет. Глобальные вызовы последних лет значительно обострили актуальность широкого спектра вопросов, связанных с финансированием национальных систем высшего образования (изменением его общих принципов, объемов, структуры источников, подходов к оценке эффективности затрачиваемых ресурсов).
Цели. Целью исследования является изучение реакций, возникших в национальных системах высшего образования стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ответ на глобальные кризисные явления последних лет.
Методология. Основываясь на данных официальной статистики, приведенных в сборнике ООН Education at a Glance 2014. OECD Indicators, проанализированы изменения, произошедшие в последние годы в объемах, структуре и эффективности вложений в сферу высшего образования в различных странах, входящих в данную организацию.
Результаты. Выявлены основные направления изменений в финансировании высшего образования, характерные в последние годы для стран ОЭСР. Доказана важность учета частной и общественной отдачи на образовательные инвестиции при принятии стратегических решений об изменениях в структуре источников финансирования высшего образования.
Выводы. Сделаны выводы о том, что национальные системы образования отреагировали на усиление бюджетных ограничений весьма неоднозначно: часть стран ОЭСР сохранили верность докризисным принципам финансирования высшего образования, другие – решились на их существенную корректировку. Обосновано предположение о возможных причинах весьма противоречивых ответов различных стран ОЭСР на глобальную экономическую турбулентность.

Ключевые слова: финансирование, высшее образование, кризис, структура, динамика

Список литературы:

  1. Гринберг Р.С. и др. Человеческий капитал: мировые тенденции и российская действительность. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2009. 410 с.
  2. Ясин Е.Г. Сценарии для России на долгосрочную перспективу. Новый импульс через два десятилетия: материалы XIII Международной научной конференции по проблемам развития науки и общества. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012. 82 с.
  3. Ben-Porath Y. The Production of Human Capital and Tile Life Cycle of Earnings. New York, London, 1970. 204 p.
  4. Blundell R., Dearden L., Meghir C., Sianesi B. Human Capital Investment: The Returns from Education and Training to the Individual, the Firm and the Economy // Fiscal Studies. 1999. Vol. 20. № 1. P. 1–23.
  5. Hanushek, E.A. & Wöβmann, L. The Role of Education Quality in Economic Growth / World Bank Policy Research Working Paper 4122. Washington: The World Bank. 2007.
  6. Соболева И.В. Провалы рынка в сфере образования: механизмы коррекции // Интеграл. 2014. № 1. С. 100–102.
  7. Рощина И.В., Мальцев Д.Б. Уровни социально ориентированной экономики и процесс становления различных форм «новой экономики» // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 309–312.
  8. Hicks N. Economic Growth and Human Resources. Washington, D.C.: World Bank. Staff Working Paper, 1980. № 408. 124 p.
  9. Плискевич Н.М. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2012. 231 с.
  10. Прогноз развития высшего образования в России: 2009–2011 гг. / под ред. Т.Л. Клячко. М.: Макс Пресс, Фонд «Новая Евразия», 2009. 401 с.
  11. Российский работник: образование, профессия, квалификация: монография / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2011. 574 с.
  12. Недоспасова О.П., Барышева Г.А., Таран Е.А. Многосубъектный подход к обеспечению благополучия: взгляд с позиций теории человеческого капитала. Томск: Изд-во ТГУ, 2015. 290 c.
  13. Кайда А.Ю., Недоспасова О.П. Национальные системы образования: проверка на устойчивость в условиях экономической турбулентности. В кн.: Экономика России в XXI веке: материалы XII Международной научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования». Т. 2. Томск: Изд-во ТПУ, 2015. С. 139–146.
  14. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Филатова Л.М. Сравнительная характеристика систем высшего образования зарубежных стран: конкурентные методы финансирования // Экономика образования. 2013. № 1. С. 53–73.
  15. Тейхейра П. Рынки в сфере образования: можем ли мы по-прежнему учиться у классиков? // Экономика образования. 2008. № 2. С. 75–84.
  16. Сенчагов В.К., Иванов Е.В. Финансы домашних хозяйств как фактор экономического роста и повышения уровня жизни населения // Вестник института экономики РАН. 2012. № 3. С. 29–44.
  17. Johnstone D. Cost-Sharing and the Cost Effectiveness of Grant and Loan Subsidies to Higher Education. Buffalo: Univ. at Buffalo Center for Comparative and Global Studies in Education, 2004. 49 p.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 1, январь 2020

Другие номера журнала